|
Путешествия Павла
В науке существует несколько разных хронологий апостольского периода, но мы выберем одну из них, которая делит весь этот период на 4 части.
1. От 29 г. до 35 г. от Вознесения до распространения христианства за пределы Иудеи и убиения Стефана, и гонения на Церковь (35 г.).
2. От 35 г. до 44 г. От убиения Стефана до гонения, воздвигнутого Иродом Агриппой I (44г).
3. От 44 г. до 70 г. До переселения Иерусалимских христиан в Пеллу за Иордан в связи с национальной иудейской катастрофой.
4. От 65 г. до 100 г. Основным центром христианской жизни стал Эфес.
В 3-й период Апостольского века христианство распространялось в бассейне Средиземного моря благодаря трудам ап. Павла.
В течение своего первого путешествия (Деян. гл. 13-14) ап. Павел благовествовал на Кипре и в Малой Азии, точнее говоря, в Писидии, Ликаонии и Памфилии. Павел был вместе с Варнавой. Сопровождавший их Иоанн-Марк отделился от них в Пиргии (Деян. 13, 13).
Спутники Павла. Его первое миссионерское путешествие начинается из Антиохийской Церкви, когда тамошние пророки и учители, в числе которых были Варнава и Симеон, называемый Нигер, Луций Киринеянин, Манаил – совоспитанник Ирода четверовластника и Савл, пребывали в служении Господу и посте. Некоторые ученые полагают, что в греческом подлиннике это словосочетание может пониматься как Евхаристия. И вот во время службы Дух Святой сказал им, чтобы они отделили Ему Варнаву и Савла на дело, которое Он им предназначил. Совершив пост и молитву, они отпустили Варнаву и Савла.
Христианство на Кипре. В качестве первого географического указания миссионерского путешествия писатель книги Деяний Апостольских представляет о. Кипр, на который прибыли Варнава и Савл, пройдя через Селевкию. На этом острове христианство было распространено до апостола Павла. После первого гонения происшедшего после убиения Стефана, христиане, убегая от гонителей, расходились в разные концы Вселенной, и тем самым распространяли Благовестие по всему тогдашнему миру. Так благовестие достигло и острова Кипр. Следовательно, нельзя сделать вывод, что Кипрская Церковь была основана ап. Павлом. Остров является родиной ап. Варнавы, и мы можем предположить, что именно он был в числе первых христиан, которые распространяли христианство на этом острове.
Особенности проповеди в первом путешествии. На всем протяжении первого миссионерского путешествия ап. Павла, в какой бы город он не пришел, всегда шел в синагогу и проповедовал Слово Божие своим собратьям, которым предназначалось Слово Спасения. Его целью была проповедь иудеям рассеяния. Но среди слышавших проповедь находились иудеи, которые возбуждали народ, и апостолам приходилось скрываться. После они обращались уже к язычникам. Так было в Антиохии Писидийской. Для самого апостола такой поворот событий был неожиданным, о чем свидетельствует тема рассказа антиохийской Церкви о путешествии.
Проповедь на Кипре. В г. Саламин они проповедуют слово Божие в синагоге. Пройдя весь остров, апостолы попадают в г. Паф, где обращают проконсула Сергия Павла. При этом была попытка отвратить его от веры в Иисуса Христа со стороны волхва Вариисуса (Елима). Ап. Павел, исполнившись Св. Духа, обличает волхва и предает его до времени слепоте.
Новое имя апостола. Замечателен этот эпизод тем, что здесь впервые Савл назван Павлом (здесь впервые он называется Павлом 13, 7). По поводу нового имени Савла существует много предположений, откуда оно взялось. Некоторые экзегеты, например бл. Иероним, считают, что Савл назвал себя Павлом по случаю обращения проконсула, как делали римские военачальники: одержав победу, они брали себе в качестве имен названия городов, областей и т.п. Но это мнение не совместимо со смирением апостола. Другие экзегеты: Иоанн Златоуст и Амвросий говорят, что он (кто, Павел?) воспринял новое имя в крещении (???). Существует также гипотеза, что еврейское имя Савл по латыни звучит как Павел. Еще точка зрения, что Савл в смирении своем взял себе имя «Павел», которое обозначает «малый, меньший». В 1 Кор. 15 он говорит: «я меньший из апостолов, потому что гнал Церковь Христову».
Отделение Марка. После этого, ап. Павел и бывшие с ним отплыли из Пафа и прибыли в Пергию Памфилийскую, где Иоанн (Марк) отделился от своих спутников и отправился в Иерусалим.
Антиохия Писидийская. Они же, продолжая свое путешествие, прибыли в Антиохию Писидийскую. В синагоге ап. Павла просили сказать слово собравшимся. План этой проповеди можно построить следующим образом:
1. История Израильского народа до пришествия обещанного Спасителя;
2. Израильтянам послано Слово Спасения;
3. Отвержение пришедшего Мессии избранным народом;
4. Свидетели Воскресения, и подтверждение этого факта от Писания;
5. Закон Моисеев не дает оправдания, но вера Того, кто прощает грехи.
1. История израильского народа и воздвижение из среды их Спасителя
2. Слово спасения теперь послано к иудеям рассеяния, т.к. иерусалимляне не узнали его
3. Обетования Божии исполнены в воскрешении Иисуса
4. Ради Иисуса возвещается прощение грехов и верующий оправдывается Им
Реакцией на проповедь была просьба язычников говорить о том же в
следующую субботу, а некоторые иудеи, исполнились зависти.
Обращение с проповедью к язычникам. В следующую субботу ап. Павел снова говорил слово Божие, но Иудеи, исполнившись зависти, начали прекословить ему.
Тогда ап. Павел и ап. Варнава говорят им, что слово Божие должно быть проповедано им (иудеям) первым, но так как они его отвергают, то Апостолы обратятся к язычникам, как и повелел Господь. Услышав это, язычники радовались, а некоторые Иудеи, подстрекали набожных женщин и первых людей в городе. Результатом этого было то, что их выгнали из города.
Проповедь в Иконии. Отсюда они направились в Иконию. Здесь они так же вошли вместе в иудейскую синагогу, и в результате проповеди обратилось много Иудеев и Эллинов. Но и здесь некоторые Иудеи, неуверовавшие, возбуждали язычников против братьев. И, тем не менее, как пишет Дееписатель, здесь они пробыли довольно много времени. Через Апостолов творились многие чудеса, и жители города, видя это, разделились на два лагеря: одни были на стороне Апостолов, а другие на стороне Иудеев.
Обожествление апостолов в Листре. Далее ап. Павел удалился в Ликаонский город Листру, дабы не быть побитым камнями от недоброжелателей. Здесь он исцелил человека, который не владел ногами. Чудо послужило поводом, чтобы назвать Варнаву Зевсом, а Павла Ермием.
Апостолам с трудом удалось убедить жителей города не приносить им жертвы объяснив, что они такие же люди, а цель их благовестия – обращение дервиян к Богу, который и соделывает чудеса во свидетельство о себе.
В этом городе Апостолы могли бы пробыть с пользой для благовестия несколько больше, но пришедшие сюда иудеи из Антиохии и Иконии настроили жителей города против них. Дело дошло до того, что ап. Павла а побили камнями и вытащили за город. Здесь вокруг него собрались ученики, а апостол встал и возвратился в город, а на следующий день ушел с Варнавою в Дервию. Там они проповедовали Евангелие и, обратив большое количество учеников, решили возвратиться в Антиохию.
Утверждение Церквей на обратном пути. Проследовав через Листру, Иконию и Антиохию, они укрепляли учеников и рукополагали пресвитеров в каждой Церкви. Через Писидию они прошли до Пергии Памфилийской. Здесь они, наставив учеников, удалились в Атталию, и закончили свое путешествие в Антиохии.
Отчет о путешествии. По прибытии в Антиохию, апостолы рассказали перед церковью, как Бог призвал язычников ко спасению.
[Послания Павла] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.
Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян. 15, 36-18, 22): география, Послания написанные в этот период, нарастание конфликта с иудеями.
Намерения путешествующих. Первоначальной целью второго миссионерского путешествия ап. Павла было посещение уже созданных во время первого путешествия христианских общин в Малой Азии. Во время прохождения Сирии и Киликии апостолом были утверждаемы ранее созданные Церкви.
Действие Духа. Но в путешествии с особой явственностью явилось действие Св. Духа в деле распространения благовестия: Св. Дух не допустил ап. Павла ни в Вифинию, ни в Асию (Асия явилась объектом апостольской проповеди в 3-е миссионерское путешествие), а направил их в Европу, через Македонию. В том, что Дух Святой не допустил апостолов проповедовать в Асии нельзя не видеть глубокого смысла. Жатва в Асии была столь велика, что Павел там неизбежно задержался бы. Это доказывается опытом его 3-го путешествия, когда его работа была исключительно сосредоточена в Асии. Но все же в малой Азии Павел положил основание Церкви в Троаде (16, 6-9 и сл.) и, м.б., в Галатии (ср. 16, 8), если мы придерживаемся Северо-Галатийской теории.
Но главная работа благовестников была сосредоточена в Европе, на Балканском п-ве. Они проповедовали в Македонских городах: Филиппах, Фессалонике и некоторых других, менее значительных, – и оттуда перешли в Ахаию. Некоторое время Павел провел в Афинах и не менее полутора лет (ср. 17:11) – в Коринфе. В Рим. 15:19 он свидетельствовал, что «благовествование Христово» было им распространено «от Иерусалима и окрестности до Иллирика». На обратном пути ап. Павел основал Церковь Ефесскую в Асии, которая и была главным поприщем его деятельности во время его третьего путешествия. В Деян. 18:22 упоминается возвращение апостола в Антиохию. Ап. Павел и после своего второго путешествия посетил Иерусалим, очевидно, с отчетом матери-Церкви о своих трудах. Мы помним, что после первого путешествия Павел был в Иерусалиме на соборе. Мы увидим, что после третьего путешествия апостол снова посетил Иерусалим для того, чтобы передать матери-Церкви суммы, собранные для нее среди Церквей из язычников.
Разделения среди апостолов. Второе путешествие ап. Павла началось с размолвки между Павлом и Варнавой из-за Иоанна-Марка, которого Варнава хотел взять с собой, а Павел, по опыту 1-го путешествия считал его непригодным для благовестнических трудов. Варнава и Марк отправились на Кипр, а Павел и Сила – в Сирию и Киликию.
Призвание Тимофея. Находясь в Дервии и Листре, Павел знакомится с Тимофеем, и с тех пор Тимофей становится ближайшим сотрудником ап. Павла.
Присоединение Луки. С момента описания нахождения путешествующих в Троаде, когда Павлу было откровение идти в Македонию, в Деяниях начинают встречаться «мы» отрывки. В них путешествие описывается от первого лица множественного числа, что свидетельствует о присоединении к Павлу дееписателя Луки.
Особенности событий в Европе. Как и ранее, проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Но здесь приходилось все чаще общаться с языческим миром. Приходилось общаться с властями. В реакции властей на апостолов видна настороженность. Римские власти, однако, не предпринимали против благовестников особенно враждебных действий, и после выяснения причин предоставляли самим разбираться в своем учении.
Мятежи против апостолов. В Филиппах, и в Фессалониках (и в Верии) происходили волнения, переходящие в политические. Поводом к началу волнения в Филиппах было недовольство хозяев служанки – прорицательницы на прекращение доходов. В Фессалониках же и Верии поводом было недовольство иудеев.
Однако во всех городах, когда дело доходило до начальства, возмутители представляли политически-религиозные причины возмущения. Так, в Филиппах было заявлено о том, что апостолы проповедают обычаи, которых не следует держаться римлянам, а в Фессалониках иудеи заявили, что апостолы выступают против повеления кесаря и проповедают царем Христа.
Афины. Следующим городом, где побывал апостол, были Афины. В Афинах проповедь ап. Павла была двоякого рода: перед иудеями и перед язычниками. В проповеди перед эллинскими мудрецами (в Ареопаге) апостол прибег к аргументам, содержащимся в естественном откровении. План проповеди можно предложить такой:
1. Указание особенной набожности афинян, т.к. у них есть жертвенник «неведомому Богу».
2. Бог не требует служения рук человеческих и не в рукотворенных храмах живет.
3. Он произвел весь род человеческий и заботится о нем, чтобы люди искали Его.
4. Люди, будучи родом Божиим не должны почитать Бога подобным серебру, золоту и делам рук человеческих.
5. Бог повелевает всем покаяться, и назначил день суда.
6. Судить Он будет посредством Мужа, которого во удостоверение воскресил из мертвых.
Проповедника слушали до тех пор, пока он не заговорил о воскресении из мертвых, что было встречено насмешками, хотя были и уверовавшие: женщина Дамарь и Дионисий Ареопагит. Особенность этой проповеди такова, что к язычникам апостол обращается на языке язычников, но в тоже время умудряется высказать догматические истины.
Утверждение Церкви в Коринфе. Из Афин ап. Павел отправился в Коринф, где пробыл полтора года, с дерзновением проповедуя слово Божие. Столько времени он не посвятил ни одной малоазийской общине.
В Коринфе Павел поселился у Акиллы и Прискиллы – супружеской пары, которая прибыла в Коринф из Рима, исполняя повеление Клавдия. Это историческое свидетельство дает возможность датировки. Повеление относится к... году.
В Коринфе апостол все более обращает свое внимание на язычников. Так, он вначале проповедует слово в синагоге, но там его не принимают. Так что иудеям он вынужден был сказать: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18, 6).
В Коринфе также произошло возмущение народа (преимущественно иудеями) против ап. Павла. Но как и ранее, римская власть в лице проконсула Галлиона не предприняла активных действий, как против благовестников, так и против их оппонентов. Рассказ о суде Галлиона (он был братом философа Сенеки) дает точку опоры для хронологии истории апостольского века. Имя Юния Галлиона, упоминаемое в Дельфийской надписи Клавдия, позволило современным исследователям отнести пребывание Павла в Коринфе ко времени от половины 51 до конца 52 г. н.э.
Основание ефесской Церкви. На обратном пути апостол сделал краткую остановку в Ефесе. А после отправился в Иерусалим, куда стремился попасть к «приближающемуся празднику». Павел оставил вместо себя в Ефесе своих коринфских сотрудников, Акилу и Прискилу (18, 21). В Иерусалиме, как сказано в Деяниях, апостол «приветствовал церковь».
Послания ап. Павла. Ко времени 2 путешествия относятся 1 и 2 послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Они были написаны из Коринфа. К этому нас приводит то, что в посланиях сказано, что Павел послал Тимофея в Фессалонику из Афин. Тимофей имел возможность придти на вызов апостола, и сходить в Фессалонику и принести оттуда добрые вести, на которые откликнулся Павел первым посланием.
[Послания Павла по всем путешествиям] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.
Третье миссионерское путешествие: география, Послания написанные в этот период, переход проповеди к язычникам.
Источники. О третьем путешествии дееписатель повествует в отрывке 18,23-21,17. Книга Деяний допускает восполнение на основании посланий апостола, написанных им во время этого путешествия, а их было 4. Особое значение имеют послания к Коринфянам. География путешествия. Через некоторое время после возвращения из своего второго путешествия, апостол Павел отправляется из Антиохии в третье (18:23). Двигаясь по Асии, он шел не южной, а северной дорогой (19:1), ведущей через Галатию и Фригию. По пути он утверждал учеников. Прибыв в Ефес он живет и трудится в течение двух лет (ср. Деян. 19, 10), и даже, вероятно, более продолжительного срока (ср. Деян. 20, 31). Из Ефеса он написал первое послание к коринфянам. После мятежа, поднятого против него серебренником Димитрием, он идет в город Троаду. Здесь, не имея покоя духу без вести от коринфян, апостол решает идти в Македонию, для чего направляется в город Филиппы, где через Тита апостол получает утешительные известия из Коринфа. О пребывании апостола в Македонии сказано в (20:1-2). Там же было написано его второе послание к коринфянам. Из Македонии Павел отправляется в Елладу и поселяется в Коринфе, и живет там в течение трех месяцев. Отсюда написано послание к римлянам. После этого он отправляется по суше в обратный путь через Македонию опять в Филиппы, откуда после «дней опресночных» (20:6) отплывает в Троаду. К этому моменту относится эпизод с воскресением заснувшего и упавшего юноши именем Евтих на евхаристическом собрании. В Троаде Павел встречается со своими спутниками и идет пешком в портовый город Асс. Погрузившись на корабль, Павел едет через Митилину, Трогиллию, Милит, куда призывает к себе ефесских пресвитеров и беседует с ними. Далее – Кос, Родос, Патара, где пересаживаются на другой корабль и плывут далее через Кипр в Тир. В Тире апостол семь дней проводит с учениками (им была открыта участь Павла, и они просили его, чтобы тот не ходил в Иерусалим), после чего отплывает в Птолемаиду. Далее пешком из Птолемаиды апостол идет в Кесарию и оттуда в Иерусалим. Спутники апостола. Этот вопрос тесно связан со сбором денег в пользу Иерусалимской Церкви. Во время путешествия апостол брал с собой представителей Церквей, которые должны были осуществлять контрольные функции в Иерусалиме. Возможно, именно они упомянуты в 20:4: Сосипатр Пирров, Вериянин; Аристарх и Секунд из Фессалоники; Гаий Дервиянин и Тимофей; Асийцы Тихик и Трофим. Поскольку в тексте деяний встречаются местоимения первого лица множественного числа, то к спутникам апостола следует причислить и Луку. Деятельность апостола во время путешествия. В отличие от своих первых двух путешествий апостол не проповедовал в этот раз в новых областях, где еще не звучало благовестие о Христе. Он думал не о создании новых Церквей, а об устроении уже основанных.
Ефес. Эта работа была сосредоточена в Ефесе. Основав в конце второго путешествия Церковь в Ефесе, Павел оставил вместо себя помощников – Акиллу и Прискиллу. Возвратившись на подготовленную почву и проработав в Ефесе более двух лет, апостол последний раз обратился к Ефесской Церкви на обратном пути через ее пресвитеров, вызванных им в Милит (20:17-34). По прибытии в Ефес Павел нашел учеников Иоанновых, вероятно иудеев, крещенных только крещением Иоанновым, т.е. лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Св. Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около 12. По свидетельству дееписателя, работа Павла в Ефесе сопровождалась обильными излияниями даров Духа (19:1-20). Вследствие этого ефесская Церковь очень скоро приобрела особое значение в христианском мире, и четвертый период Апостольского века связан именно с ней. Первым местом проповеди Павла тут, как и везде, была синагога, где он проповедовал 3 м-ца по субботам. Но после этого среди слушателей нашлись противники Павла (шутки и насмешки по поводу проповеди). Павел разрывает с синагогой и начинает проповедовать ежедневно в училище некоего Тиранна. Здесь Павел проповедовал 2 года. В подкрепление проповеди Бог творил руками Павла «немало чудес»: 1) исцеление разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом (от платков и опоясаний); 2) изгнание бесов из бесноватых. Здесь также произошел случай с семерыми сыновьями первосвященника Скевы промышлявших заклинательством. Молва об этом событии разнеслась по всему Ефесу и на всех напал страх перед таинственной всемогущей силой Иисуса Христа. Многие под впечатлением этого чуда уверовали. Занимавшиеся чародейством, собрав свои книги, сожгли их. Стоимость их была, как они сами вычислили, 50000 драхм.
Коринфская церковь. Другой важной стороной работы апостола Павла по устроению уже созданных Церквей было уврачевание отпавшей Коринфской Церкви. К ней было написано четыре послания. Возможно между коринфянами и Павлом была переписка. Первое послание до нас не дошло, оно упоминается в нашем Первом послании к коринфянам, которое является по существу вторым павловым письмом. Третье также не сохранилось. Его апостол называет «строгим», и, видимо, служило к вразумлению отпавших учеников. Четвертое письмо известно нам под названием Второе послание к коринфянам. Прощальная речь в Мелите к пресвитерам Ефесским (20, 18-38), которым он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (20, 28). Им не нужно было утверждать, что Иисус есть Христос, как иудеям (ср. 13 гл.). Им не нужно говорить о естественном богопознании, как язычникам (ср. 17 гл.) – здесь апостол обращается к ним как к христианам: 1) обозревая дело, которое он совершил в Ефесе (какова была его ревность в проповеди Слова Божия); 2) предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме (Он отправляется в Иерусалим по влечению Духа, «связан Духом», хотя и знает, какие скорби и даже узы ждут его там); 3) возбуждает пастырей к бдительности ввиду появления еретиков; 4) предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе (Павел благословляет их и предает их Богу и слову и благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию) [Аверкий]. Три проповеди (Деян. 13, 17, 20) – различные подходы к разной аудитории, каждая из которых имеет свою специфику. Подвести итог в их сравнении между собой, можно словами самого же апостола Павла как он говорит о себе в 1-ом Послании к Коринфянам: с иудеями я был как иудей, с язычниками как язычник, с беззаконными как беззаконный, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (ср. 1 Кор. 9, 19-22).
Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах (21, 10-14). В Кесарии Павел остановился у Филиппа, названного «благовестником». Из Иудеи пришел прор. Ахав, тот самый, который будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Савла послано было Антиохийской Церковью пособие церквам в Иудее. Ахав взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, предрек, что так свяжут Павла в Иерусалиме иудеи и предадут его в руки язычников. Спутники Павла и кесарийские христиане стали умолять Павла не ходить в Иерусалим. Но Павел, повинуясь внушениям Духа, заявил, что он не только хочет быть узником, но готов даже умереть за имя Господа Иисуса Христа в том самом Иерусалиме где он с такой яростью гнал прежде исповедников этого имени, и где пострадал и умер Сам Господь.
Новые Церкви. Во время работы апостола возникли и новые общины. К таковым, вероятно, относятся три Церкви долины Лика – Колосская, Лаодикийская и Иерапольская. Основание новых Церквей было неизбежным следствием работы Павла в Ефесе и тех личных связей, которые завязались у него и его сотрудников. Замечательно, что даже в пределах долины Лика, не очень далеко отстоявших от Ефеса Павел никогда не был (Кол. 2:1).
Сбор денег – объединение Церквей. Еще одной важной стороной деятельности апостола в третьем путешествии был денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви. О том, как производился этот сбор, упоминается в 1Кор. 16:1-4, 2Кор. 8-9, Рим. 1:8-15, 15:20-24, 25-28, 30-32. Он был добровольный. Апостол советует делать сбор денег заранее, чтоб при его приезде пожертвование выглядело не как побор, а как благословение. Основанием для сбора апостол называет: (а) вспомощствование в нуждах бедной иерусалимской Церкви, (б) служение в телесном матери-Церкви, к которой язычники приобщились духовно, и (в) совместное участие в благодарении. Апостол ставит пожертвование как участие в евхаристическом действии. Апостол постарался к сбору привлечь все Церкви из язычников, потому что этим сбором деятельно выявлялось единство христианского мира вокруг его единого иерархического центра – Иерусалимской Церкви. Таким образом, в задачу апостола Павла при третьем путешествии входило еще и объединение уже существующих Церквей в единую Вселенскую Церковь.
Особенности исторического момента.
Реакция язычества. Ко времени третьего путешествия апостола в мире вполне начало определятся отношение язычников к христианству. Успех проповеди Павла приводил к материальным убыткам язычников, что, конечно же, не могло их не огорчать и настраивать против христиан. После обращения внимания на христианство, язычество восставало против него религиозно. Здесь также могла сказываться связь христианства с иудаизмом. Все это наблюдается в развитии мятежа в Ефесе. Прежде всего это выступление серебряных дел мастеров (19, 23-27а). Мятеж поднял серебреник Димитрий, который выделывал серебряные изображения храма Артемиды и доставлял художникам немалую прибыл. Затем начинается религиозный спор. Язычники вставали на защиту своих богов (ср. 19, 27б-28, 24-35, 37).
Конфликт с иудеями. Другой особенностью был конфликт с иудействующими как внутри Церкви, так и вне ее. Внутри Церкви те, кто был из иудеев, требовали соблюдения закона Моисеева христианами, обращенных из язычества. Потому и восстает ап. Павел в Послании к Галатам против обрезания (ср. 5, 2 и сл; 6, 12 и сл.). Требования иудаистов сводили на нет достижения Иерусалимского собора. Особенно ярко этот конфликт проявился в Церквах коринфской и галатийской. Иудеи, нарушившие мир церковный были христиане.
Конфликт с иудеями внутри Церкви и конфликт с иудеями вне Церкви были между собой тесно связаны. Эта связь была внутренняя, поскольку иудеи, входившие в Церковь, сохраняли связь с иудеями вне Церкви. Во время 3-го путешествия Павла иудаистическая агитация внутри Церкви и возбуждение против Павла среди иудеев, не входивших в Церковь, были различным выражением одной и то же реакции иудейства [Кассиан]. Возвращаясь в Иерусалим, апостол знал, что его ждет там. Об опасностях, грозящих ему от «неверующих иудеев» он писал к римлянам (15:30-32). Конфликт с иудеями вне Церкви состоял в том, по слову архидиакона Стефана, что не веровавшие иудеи всегда с ожесточением и упорством противились «Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51). Они всеми силами пытались противостоять успешной проповеди апостолов, в частности о том, что Иисус есть Мессия и обвиняли Церковь, что она учит о Боге противно закону иудейскому. Методами их борьбы с Церковью были «подущение и клевета», с использованием как религиозных мотивов: будто верующие во Христа отступники от закона и других учат отступничеству [Лопухин], а также проповедуют «против народа, закона и храма» [Лопухин] (ср. Деян. 21, 28), так и политических: «все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян. 17, 7).
Ереси. Третьей особенностью была нарождающаяся опасность ересей. Об этой опасности Павел предостерегал пресвитеров Ефесской Церкви, прощаясь с ними в Милите. В пользу этого говорят упоминания Павлом идолов, тьмы, Велиара, противостоящим Христу и свету, упоминания о пищевых ограничениях, которым подвергли себя коринфяне. Апостол ставит вопрос о немощных в вере в послании к римлянам. Таким образом, можно говорить не только о реакции иудейства, но и о реакции язычества.
СЕССИЯ