ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ

Падение Константинополя в 1204 г. и образование новой системы государств

Взятие крестоносцами Константинополя и образование Латинской империи поставило папу в
трудное положение. Будучи против изменения пути крестового похода и предав отлучению
рыцарей и венецианцев после захвата Зары, Иннокентий III после падения столицы
Византийской империи стоял лицом к лицу с совершившимся фактом.
В своем ответе на письмо императора Балдуина, который, называя себя "Божьей милостью
Константинопольским императором и присно Августом," а также "папским вассалом", сообщил папе о взятии византийской столицы и о своем избрании, Иннокентий III,совершенно забыв о своем прежнем отношении к этому вопросу, "радуется в Господе" содеянному чуду "для хвалы и славы Его имени, для чести и пользы
апостольского престола и для выгоды и возвеличения христианского народа." Папа призываетвсе духовенство, всех государей и народы защищать дело Балдуина и выражает надежду, что совзятием Константинопольской империи станет легче отвоевание Святой Земли из рук
неверных; в конце письма папа убеждает Балдуина быть верным и покорным сыномкатолической церкви. В другом письме папа пишет: "конечно, хотя нам приятно, чтоКонстантинополь вернулся к повиновению своей матери, святой Римской церкви, однако, намбыло бы приятнее, если бы Иерусалим был возвращен под власть христианского народа."
Но настроение папы изменилось, когда он подробнее ознакомился с ужасами разгрома
Константинополя и с содержанием договора о дележе империи. Договор носил чисто светский
характер с ясной тенденцией ограничить вмешательство церкви. Балдуин и Дандоло
самостоятельно решили вопрос о Св. Софии, о выборе патриарха, о духовных имуществах и т.
д. Во время же разграбления Константинополя подверглись поруганию и осквернению церкви,
монастыри и целый ряд высокопочитаемых святынь. Все это вызвало в душе папы тревогу и
недовольство крестоносцами.
Таким образом, Латинская империя на Востоке, как построенная на феодальном основании, не
представляла собой крупной политической силы, а в церковной жизни не могла сразу наладить
отношений с римским престолом.
Однако, цель западных рыцарей и купцов не была вполне достигнута, так как не все
византийские земли вошли в состав новых латинских владений на Востоке. После 1204 года
остались три независимых греческих государства. Никейская империя с династией Ласкарей, в
западной части Малой Азии, лежавшая между малоазиатскими владениями латинян и землями
Иконийского или Румского султаната и владевшая частью побережья Эгейского моря, была
самым крупным самостоятельным греческим центром и самым опасным соперником
Латинской империи. В западной части Балканского полуострова, в Эпире, образовался
Эпирский деспотат под управлением династии Комнинов-Ангелов. Наконец, на далеком юго-
восточном побережье Черного моря в 1204 году образовалась Трапезундская империя с
династией "Великих Комнинов." Если латиняне не достигли на Востоке политического
единства, то они одинаково не достигли и единства религиозного, так как три вышеназванных
греческих государства остались верными заветам греко-восточной церкви, т.е., с точки зрения
папы, были схизматическими; особенно неприятна для папского престола была Никея, где
греческий епископ, нисколько не считаясь с пребыванием латинского патриарха в
Константинополе, назывался Константинопольским патриархом. Кроме того, и греки
Латинской империи, несмотря на политическое подчинение латинянам, не принимали
католичества. Военная оккупация страны не знаменовала еще собой церковной унии.
Результаты четвертого Крестового похода имели роковое значение как для Византийского
государства, так и для будущего крестовых походов. В политическом отношении Восточная
империя, как единое целое, перестала существовать, уступив место целому ряду
западноевропейских феодальных государств, и никогда уже, даже и после восстановления
империи при Палеологах, не могла вернуть себе прежнего блеска и влияния.
Значение четвертого похода: онсовершенно ясно показал полное обмирщение идеи движения, и раздвоил прежде единое течение, увлекавшее на Восток западные народы, которые с 1204 года
должны были направлять свои силы не только в Палестину или Египет, а может быть, еще в
больших размерах в свои новые владения на территории Восточной империи для поддержания
там своей власти.
Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к
раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств,
частью франкских, частью греческих, из которых первые получили западноевропейское
феодальное устройство. Франки образовали следующие государства: Латинскую, или
Константинопольскую империю, Фессалоникийское (Солунское) королевство, Ахайское
княжество в Пелопоннесе (Морее) и Афино-Фиванское герцогство в Средней Греции;
владычество Венеции простиралось на византийские острова Эгейского и Ионийского морей,
на остров Крит и на целый ряд других прибрежных и внутренних пунктов. Наряду с
латинскими феодальными владениями на территории распавшейся Восточной империи
образовались три греческих самостоятельных центра: Никейская империя и Трапезундская
империя в Малой Азии, и Эпирский деспотат в Северной Греции. Как известно, Балдуин, граф
Фландрский, сделался императором Константинополя и властителем большей части Фракии;
Бонифаций Монферратский - королем Фессалоники (Солуни), власть которого простиралась на
Македонию и Фессалию; Гийом Шамплитт и после него Жоффруа Виллардуэн - князьями в
Пелопоннесе (Морее) и Отто де ля Рош - герцогом Афин и Фив. В трех греческих государствах
правили: в Никее (в Вифинии) - Феодор I Ласкарь, в Трапезунде - Алексей Комнин, и в
Эпирском деспотате - Михаил I Ангел Комнин Дука. Не надо также забывать, что два соседних
государства, а именно - Второе Болгарское царство в лице его государей Калояна и Иоанна-
Асеня II и Румский, или Иконийский, султанат в Малой Азии, принимали в XIII веке
деятельное участие, особенно Болгария, в сложной международной жизни после 1204 года.
Весь XIII век полон постоянными столкновениями и распрями между вышеназванными
владениями в самых разнообразных сочетаниях: то греки боролись с пришлыми франками,
турками и болгарами; то греки боролись с греками, внося и без того уже в расстроенную жизнь
страны новые элементы разложения в виде национальной розни; то франки воевали с
болгарами и т. д. Все эти военные столкновения сопровождались заключением также
разнообразных и большей частью непродолжительных международных союзов и соглашений,
которые легко заключались и так же легко разрывались.
В высшей степени важным являлся вопрос о том, где образуется центр политический,
экономический, национальный, религиозный и культурный, около которого могла бы
окрепнуть идея объединения и порядка. Основавшиеся на Востоке западные феодальные
государства и купеческие фактории, где каждый преследовал свои личные интересы,
содействовали при существовавшей тогда общей анархии дальнейшему разложению, не будучи
в состоянии создать новых порядков, не имея силы справиться с полученным после четвертого
похода наследством. "Все эти западноевропейские черезполосные владения на Востоке,
действовали не созидающе, а разрушающе, и поэтому сами были разрушены. Восток же остался
господином на Востоке."

ГЛАВНАЯ
БИЛЕТЫ
Hosted by uCoz