скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона. (см. пример.) Воскресное богослужение. Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни ка¬ждого христианина. По словам Св. Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша (1 Кор. 15:14). И воскресная служба, конечно же, имеет в богослужении совершенно исключительное положение. Пасха – это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, даже не двунадеся¬тый, поскольку он неизмеримо больше любого двунадесятого праздника; он имеет огромный подгото¬вительный период – более 40 дней – и такое же попразднство. А воскресная служба является нача¬лом и вершиной седмичного богослужения; неделя – это первый день седмицы. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается. Название воскресного дня: «воскресенье» не требует объяснения, «неделя» же говорит о том, что в этот день не надо делать мирских дел; это день, посвященный Богу. Вспомним заповедь о дне, по¬священном Богу – это одна из десяти заповедей. В Ветхом Завете это день субботный, для новоза¬ветных людей это день воскресный. Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии. В 1-ой главе Типикона описывается малая вечерня, во 2-ой главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). 3-я глава – это воскресное бде¬ние в соединении со службой бденному святому; 4-я глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, 5-я – в соединении со службой шестеричному святому и свято¬му со славословием, 6-я говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. 7-я глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскрес¬ная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют. Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся вос¬кресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскрес¬ный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преоб¬ражение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в сис¬теме Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Всенощное бдение. Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым Часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета (в богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению). Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В «Первый день недели», когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян.20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учители Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл.Корин) и Ориген (в 12 гл.соч., «О молитве»), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов. В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в XV в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава. По Уставу, всенощное бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца: «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, 2 гл.). Но так как непосредственно перед солнечным закатом полагается служить особую службу, именно малую вечерню, то всенощному бдению, по Уставу, предшествует малая вечерня, исполняемая незадолго до бдения. Повечерие и полунощница в день всенощного бдения оставляются. Обыкновенно в приходских церквах малая вечерня тоже опускается вместе с девятым часом. Перед всенощной должна совершаться малая вечерня. Перед малой вечерней должен совершаться девятый час, на котором читается тропарь и кондак уходящего дня, а вечерня уже посвящена празднику, т.е. литургические темы этих двух служб – различные. Бденное богослужение образуется самой праздничной вечерней и самой праздничной утре¬ней – великой вечерней и полиелейной утреней. Для того чтобы молиться всю ночь, а на словах «Слава Тебе, показавшему нам свет» встретить восход солнца, вечерню нужно начинать достаточно поздно. Получается, что вечерня начинается очень поздно, уже в ночи, а обычное время вечерней мо¬литвы остается без службы, поэтому для этих дней Типикон и назначает служить малую вечерню. Малая вечерня, по указанию Типикона, совершается прежде солнечного захождения, когда еще не зашло солнце, то есть когда еще светло. Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона. Там говорится о малой вечерне, совершаемой под воскресные дни, но она является образцом всех малых вечерен года. Каков план и порядок со¬вершения этой службы? 1. «Благословен Бог...» 2. Девятый час. 3. «Благословен Бог» 4.103-й Псалом. 5. Господи, помилуй 3 раза, Слава, и ныне. 6. «Господи, воззвах...» и стихиры на Господи, воззвах на 4. 7. Свете тихий 8. Прокимен дне. 9. Сподоби, Господи 10. Стихиры на стиховне. 11 . Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш. 12. Тропарь. 13. Ектенья сугубая сокращенная. 14. Окончание. Сравним малую и будничную вечерни. На малой вечерне нет светильничных молитв; всегда отсутствуют великая и просительная екте¬ньи. Однако великая ектенья заменена на Господи, помилуй 3 раза и Слава, и ныне. Это очень инте¬ресно и свидетельствует нам о том, каково значение в службе таких мелочей, как Господи, помилуй и Слава, и ныне. Такая замена произошла потому, что все содержание великой ектеньи может быть сведено к этим текстам: все 11 длинных прошений великой ектеньи, к которым припевается Господи, помилуй – это просьба о помиловании, а возглас, заключающий каждую ектенью, всегда имеет хва¬лебный характер и может быть сведен к «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы кратко называем его Слава, и ныне, на самом же деле это малое славо¬словие Пресвятой Троице, очень важный текст. Просительная ектенья ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне никогда нет кафизмы, а на будничной она есть в большинстве случаев. На малой ве¬черне стихиры на Господи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. Это основные отличия малой вечерни. Типикон для малой вечерни в некоторые дни года назначает важные священнодействия. Это праздники, как подвижные, так и неподвижные, посвященные Кресту – праздник Крестовоздвижения, совершаемый 14 (27) сентября, праздник Происхождения древ Креста – 1(14) августа и Кресто¬поклонная неделя, которая находится посередине Св. Четыредесятницы, т.е. в системе Триоди Постной. В эти дни совершается особое поклонение Кресту в конце утрени, когда Крест выносится на середину хра¬ма и мы все ему поклоняемся. Однако Типикон указывает в эти дни по совершении малой вечерни перене¬сти с жертвенника на престол празднично украшенный, приготовленный к поклонению Крест. То, что Крест полагается на престол, важно для богослужения, это торжественный и значимый момент, и приуро¬чен он к концу малой вечерни. 2-я глава Типикона посвящена описанию собственно воскресного всенощного бдения. ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части: 1. Начальный возглас, предначинательный псалом и вели¬кая ектения. Антифон 1-й кафизмы («Блажен муж»). 2. Псалом: «Господи, воззвах» (140-ой), стихиры к нему, «Свете Тихий», прокимен и ектений: сугубая и просительная. 3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст. Великая вечерня совершается в те дни, когда Устав пред¬писывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда соверша¬ется на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положение Уставом всенощное бдение. В приходских храмах опускается малая вечерня, и великая вечерня начинается таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9-й час. По про¬чтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите поклонимся» (трижды) и далее читает 106 псалом. Священник в это время перед св. вра¬тами читает светильничные молитвы. По установившейся практике соборных и приходских храмов, которой, впрочем в настоящее время большею частью следуют и монастыри, описанное во 2-й главе Типикона всенощное бдение совершается несколько другим образом, а именно: войдя в алтарь, священник и диакон облачаются: священник возлагает на себя епитрахиль и фелонь, а диакон стихарь и орарь. В Типиконе, во 2-й главе, а также в Октоихе, лист 3, сказано: «В соборных и приходских храмах действует священник сия в фелони, диакон же в стихаре», – отверзается завеса и царские врата. Священник принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан: читая тайно молитву кадила: «Кадило Тебе приносим….», а диакон берет зажженную свечу; священник вместе с диаконом кадит около престола с четырех его сторон, затем кадит жертвенник и весь алтарь. Когда каждение алтаря окончится, диакон проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: «Востаните! Господи, Благослови». Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Священник: «Приидите, поклонимся» (трижды) и в конце величайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На клиросе поют: «Благослови душе моя, Господа…..» с припевом: «Благословен еси, Господи…..» Словами: «Благослови душе моя Господа…..» начинается 103, так называемый предначертательный псалом. В полном виде он напечатан в Часослове, в последствии вечерни. Но поют его по нотному обиходу, в котором помещены не все его стихи, а только избранные, притом в разных распевах, или напевах (знаменном, греческом, киевском) различные. Между тем священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местный ряд икон иконостаса, весь храм, клир и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Диакон идет и произносит великую ектению на обычном месте, а священник читает светильничные молитвы. После великой ектений «Миром Господу помолимся» поется «Блажен муж» – первый антифон, т.е. первая «Слава» первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой «Славы» перед царскими вратами производится малая ектения. Пение антифона «Блажен муж» по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он «не полагает¬ся» в дни, когда нет полиелея (торжественного пения «Хвалите имя Господне») на утрене. («Блажен муж» на вечерне как бы сим¬волически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с дня¬ми Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о со¬деянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспо¬минаются страдания Христа Спасителя. После малой ектений хор поет 140 псалом: «Господи, воззвах» и стихиры по Уставу (В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: «…поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6». Последнее указание – или 6 – сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир. Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Во время пения «Господи, воззвах» диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма. В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на «Господи, воззвах» поется Богородичен догматик текущего гласа. В конце стихир на «И ныне» отверзаются царские врата и совершается вход. Затем: «Свете тихий….» и прокимен. Царские врата закрываются и далее под великие праздники читаются паремии. «Паремия» по-гречески значит «притча». Этим термином называются главным образом, ветхозаветные (иногда бывают новозаветные) чтения, содержащие в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремия содержит прообраз праздника, а иногда похвалу празднику или святому. Паремий большей частью бывает три, но может быть и 15. В Служебнике, изд. Киево-Печерской Лавры, сказано: «Иерей во время чтения (паремий) сидит на горнем месте одесную страну престола». Далее, после сугубой и просительной ектений, а между ними «Сподоби, Господи» на всенощном бдении по Уставу (Типикон. 2 гл.) положена лития. Для совершения литии священник с диаконом выходят из алтаря в притвор. Исходжение совершается при закрытых царских вратах северными дверьми: впереди несут два светильника, за ними идет священник и диакон с кадильницею. Во время исхождения на литию поются особые литийные стихиры или стихиры праздника («лития» – значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени). Согласно некоторым древним памятникам, выход на литию совершался и через царские врата. По разъяснению «Тульских Епархиальных Ведомостей», царские врата для выхода на литию отверзаются за всенощной только при архиерейском служении. По окончании литийных стихир и Богородична диакон возглашает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя….» Прошения, читаемые диаконом четыре раза, заключаются многократным пением «Господи, помилуй»: в первый раз 40, во второй 50, в третий и четвертый раз – 3. Литийные прошения оканчиваются молитвой «Владыко многомилостиве…..», которую все слушают, приклонив головы. При чтении молитвы «Владыко многомилостиве...», как указывает С.В. Булгаков, ссылаясь на Типикон (2 гл.), Октоих и Служебник, священник обращается на запад и все присутст¬вующие преклоняют головы. Подобно тому, как это бывает на великом повечерии в Четыредесятницу и после часов в Великую среду, молитва «Владыко многомилостиве» составляет отпуст литии. Но лития первоначально предназначалась исключительно для «кающихся», которым запрещался вход во внутреннюю часть храма, а потому и совершалась в церковном притворе, где обыкновенно стояли кающиеся. По этой причине и молитву за литией «Владыко многомилостиве» – полагается, по Уставу читать, обратясь лицом к западу, т.е. по направлению к месту стояния кающихся. В настоящее время в этом отношении по установившейся богослужебной практике произошли по сравнению с указаниями Церковного Устава изменения, т.к. священнику, читающему означенную молитву при обращении лицом к западу, пришлось бы теперь стоять спиной к молящимся, которые при соверше¬нии литии, почти все обыкновенно находятся впереди священ¬нослужителей. И народ слушает эту молитву, приклонив главы, не приникая на землю. После молитв поются «Стихиры на стиховне». В Служебнике сказано: «Начинаем стихиры стиховны, и, поюще, входим в храм», т.е. из притвора на средину храма, к столу, где уго¬товано «ради благословения пять хлебов, пшеница и два сосуда, на сие устроенные» – один с вином, другой с елеем, со стоя¬щими спереди свечами. Когда хор поет тропари, после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» (хор поет тропарь праздника с Богородичным воскрес¬ным по гласу тропаря) диакон, приняв благословение от свя¬щенника на кадило, кадит вокруг стола с четырех сторон (трижды), затем священника и снова хлебы, только спереди. После этого священник читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый…..» При этом он поднимает один хлеб, которым знаменует прочие. Целовать этот хлеб при богослужении не следует, так как он не освящен еще, и на нем нет даже и крестного знамения – изображения креста. При словах: «Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей», священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их. Причем, так как хлебы лежат вверху, пшеница внизу, вино – слева, а елей – справа, то рука священника, делая указание на означенные предметы, движется крестообразно. По окончанию молитвы, хор поет: «Буди имя Господне….» (трижды), и читается 3 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…..» до слов: «…. не лишатся всякого блага». Священник, подойдя к дошедши до царским вратам (которые открываются при пении тропаря), обращается лицом на запад и говорит: «Благословение Господне на вас….» Хор поет: «Аминь», и далее начинается чтение шестопсалмия. ПОВЕЧЕРИЕ (малое) (совершается в субботу вечером, когда нет бдения ? См. Типикон 7 гл.) Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие со¬вершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия со¬держится в Часослове и в Следованной Псалтири. Порядок малого повечерия следующий: По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три пок¬лона, произносит: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небес¬ный», Трисвятое, «Отче наш». «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает три псалма: «Помилуй мя, Боже...» (50 пс.); «Боже, в помощь мою вонми...» 69 пс.); «Господи, услыши молитву мою...» (142 пс.). Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» – то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.) (есть дни, когда канон на малом повечерии читать не поло¬жено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесят¬ницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.). Затем поется «Достойно есть». По окончании чтения «Трисвятое» и «Отче наш...» -тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твой...», Слава: «Со святыми упокой...» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един...». Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы. В среду и пятницу в течение всего в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста «Спаси. Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на крест...» (Типикон, 52 гл.). В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь свя¬того, тропарь храма не поется «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые» (Типикон, 52 гл.). Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящен храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд¬ничные же дни вместо них читается один кондак праздника. После пения тропарей и кондаков чтец произносит 40 раз «Господи, помилуй» и молитву «Иже на всякое время и на вся¬кий час...» Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево...» Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...». И наконец, воссылает сла¬вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часо¬слов). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». И далее быва¬ет малый отпуст, т.е. хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». После отпуста священник просит у стоящих в храме про¬щения себе. Священник: «Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все¬ми моими чувствы». Братия отвечают: «Бог простит тя, отче святый», И затем священник произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...». Хор: «Господи, помилуй». Затем священник возглашает: «Молитвами святых отец наших...» В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В исследовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, которые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь чело¬века коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня. Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz