скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

20. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона. ПОЛУНОЩНИЦА Полунощницей называется церковная служба, которая совер¬шается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Гос¬пода Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26. Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время бы¬ло самым безопасным временем для совершения богослужения. Вмес¬те с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине, есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Св. Василий Великий (Посл. 2 к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Св. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для со¬вершения молитв. О времени и месте совершения полунощного последования св. Симеон Солунский говорит: «В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образе последней ангельской трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (В притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы» (архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, стр. 123). По мнению толкователей богослужения полунощницу Св. Церковь установила: Во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на воль¬ные страдания. Так, в «Учительном Известии» говорится. «В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капаю¬щий на землю» (Служебник). Во-вторых, дли постоянного напоминания верующим о страш¬ном дне второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как второе пришест¬вие Христово, по общему верованию Св. Церкви, основанному за притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, «как тать в нощи», для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопе¬ний, которые изображают это пришествие Господне (тропари: «Се жених...») я покаянные обращения и вопли души, в страхе и смя¬тении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.). В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в пол¬ночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: «Свят, свят, свят». Устанавливая такой порядок службы, Св. Церковь также осно¬вывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Еван¬гелиста «зело рано», т.е. тотчас после полуночи. В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от¬дельных последования – Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и вседневной (Понед. 1 нед. Вел. поста), и воскресной (Типикон, 7 гл.) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз¬но с днем седмицы и указанием Устава. Не полагается полунощницы, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях (Типикон, 2, 7 гл.; пятница и суббота 5 седм. Вел. поста, среду Страстной сед¬мицы). Иногда полунощница совершается не в храме, а в келлиях (Пятн. 5 седм. Вел. поста. Затем от Вел. четверга и до Фоминой недели). ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ Первая часть Священник в одной епитрахили возглашает: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь» и читает начальные молитвы: «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Далее читается 50 Пс.: «Помилуй мя, Боже...», 17 кафизма, состоящая из 118 Пс., «Символ веры», «Трисвятое», «Отче наш»... Затем читается или поется тропарь: «Се жених грядет в полунощи...» Слава: «День он страшный помышляюще...» За «И ныне» – Богородичен: «Тебе, необоримую стену...» Далее: «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Чест¬нейшую херувим..;», «Именем Господним благослови, отче». Свя¬щенник: «Боже ущедри ны...» Чтец: «Аминь» – и далее читает молитву: «Владыко Боже отче Вседержителю...» На этом и закан¬чивается первая часть. В зимнее время (с 29 сентября нового стиля, до недели Ваий) после молитвы: «Владыко Боже Отче...» прибавляются еще две молитвы; «Господи Вседержителю Боже сил...» и «Тя благословим, вышний Боже...» В течение же всего Великого поста после возгласа: «Боже, ущедри ны...» произносится молитва Св. Ефрема Сирина: «Госпо¬ди и Владыко живота моего...» Вторая часть Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается «Приидите, поклонимся» (трижды), затем читаются два псалма: «Возведех очи мои в горы...» (120 Пс.), «Се ныне благословите Господа...» (133 Пс.). После этих псалмов чтец продолжает: «Слава, и ны¬не», «Трисвятое», «Отче наш...» и заупокойные тропари: «По¬мяни, Господи, яко благ рабы Твоя…», «Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй...» На «Слава» поется кондак «Со святыми упокой...», на «И ныне» – Богородичен «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево...» После тропарей произносится: «Господи, помилуй» (12 раз), и заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию гашу...» Заключительную часть полунощницы составляют молитвы: «Преславная Приснодево...» и «Упование мое Отец...». Далее священ¬ник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Хор или чтец: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (триж¬ды) и далее малый отпуст. После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совер¬шается обычное прощение. (как в конце повечерия – см. вопр. 19). Свя¬щенник произносит ектению: «Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе…»... После ектений говорит: «Молитвами святых отец наших...» и на этом заканчивается исследование вседневной полунощницы. В дни праздничные, например: 8-го сентября, 26 декабря, 7-го января, в понедельник Св. Духа, в субботу Лазаря, в от¬дание Пасхи по первом Трисвятом и по «Отче наш...» вместе «Се жених...» поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по «Отче наш...», вместо указанных заупокойных тропарей, поет¬ся кондак праздника. Но только тогда молитва «Помяни, Господи в надежди воскресения...» не произносится (Типикон, см. досле¬дование этих дней). УТРЕНЯ Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия – Иисуса Христа. На утреннем богослужении мы также чествуем святых угодни¬ков Божиих или отмечаем какие-либо священные события. Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались все¬сожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете – в царстве благодари – с утром соедине¬ны многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру. Православная Церковь призывает вас к утреннему богослу¬жению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постанов¬лениях говорится: «По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день...» В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: «Слава в Вышних Богу...», а в конце утрени бывает возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Существует три вида утрени: 1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени на¬ходится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типи¬кона. 2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается. 3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге. Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона. Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие: 1. Начальные псалмы – шестопсалмие с великой ектеньей и тропари на «Бог Господь». 2. Кафизмы, на праздничной утрени – полиелей с Еванге¬лием. 3. Канон. 4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст. ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.). Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» (когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Гос¬подь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего...», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный...», «Трисвятое», «Отче наш...», «Господи, помилуй (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» – см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Вели¬кого поста и др.) (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали...» (Пс. 19-й), «Господи, силою Твоею...» (Пс. 20-й). Затем «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш...» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава»... – «Вознесыйся на крест волею...», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное...» Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Бла¬гословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. тра¬пезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною стра¬ною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 гл.). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», т.е. дверью, и кадит престол. По окончании чтения священник произносит сокращенную су¬губую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 гл.). После возгласа: «Яко милостив...» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Свя¬тей, и Единосущной...» От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: «Слава Святей...» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос Воскресе...» (трижды, косно). В неко¬торых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви. Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литурги¬ческими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (3-жды). Затем дважды произносится стих из 50 псалма: «Госпо¬ди, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (т.е. 3,37 и 62). Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ны¬не». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (триж¬ды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой толовой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12). После шестопсалмия следует великая ектения: «Миром Госпо¬ду помолимся». После великой ектений диакон произносит «Бог Господь...» со стихами. Хор поет: «Бог Господь»... (4-жды) на глас следующего за ним тропаря. В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер¬ших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа». После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следую¬щем порядке: 1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на «Слава, и ныне» – Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи.. 2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» – тропарь другому святому – (один раз) и на «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы». 3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Бо¬городичен поется воскресный по гласу «Славы». 4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поют¬ся тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагает¬ся малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец закан¬чивает кафизму: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, «чтение во Еванге¬лии толковом» – см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.; из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывает¬ся в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются), «Господи, помилуй» (трижды). Далее читается седален (седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чте¬нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво¬лялось садиться). Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде¬нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд¬нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос¬ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.). После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон. Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни назы¬вается «ирмосом», т.е. «связью» – образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют «тропарями». Число тропа¬рей бывает различно. Глава 11-я Типико¬на содержит правила, как соединять между собою различные ка¬ноны. Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «ка¬тавасия» – «схождение». В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, ка¬тавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» празд¬ника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3, 6, 8 и 9 песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в каче¬ство катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное ука¬зание о порядке пения катавасий на весь год. После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3, 6 и 9-я) сопровождаются: 3-я – ипакои и седальном, 6-я – кондаком и икосом; 9-я – светильном или экзалостиларием (после 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом по¬ложено чтение «Пролога» или «Синаксария». Но на практике эти чтения совершенно не употреб¬ляются.). Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения ка¬тавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 гл.) Хор поет: «Величит душа моя Господа...» Диакон продол¬жает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм). В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: «Ве¬личай, душе моя...» Об этом подробно изложено в 20-й гл. Ти¬пикона: «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется». После 9-й песни, если совершается вседневная служба поет¬ся «Достойно есть...», а затем – малая ектения. Малая ектения произносится священником в алтаре, а диако¬ном перед царскими вратами. После ектений положен светилен или экзапостиларий. В Типиконе есть 16-я глава: «О светильнах на утрене…». В этой главе указывается, в каком поряд¬ке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» – светилен Минеи, на «И ныне» – «Богородичен», а в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется све¬тилен Октоиха, на «И ныне» – Богородичен. Но светилен Октоиха опускается, если совершается праздно¬вание святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди. Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать. Вслед за светильном – экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы: «Хвалите Господа с не¬бес...» (148 Пс.), «Воспойте Господеви песнь нову...» (149 Пс.) и «Хвалите Бога...» (150 Пс.). К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ан¬гельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт¬ный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: «Сподоби, Господи, в день сей...» (см. Часос¬лов и Следованная Псалтирь). Далее диакон или священник произносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»... «Главы наша...» После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех. После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви...», «Трисвятое», «Отче наш....». После воз¬гласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона. Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз). Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого. Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого. Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типи¬кон, 52 гл.). После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Свя¬щенник: «Сый благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь. Утверди, Боже...» и далее чтец читает первый час. Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало, человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна «Слава в выш¬них Богу.,.» сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия. 21. Часы: виды и чинопоследование. Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные). Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа: 1) вседневные, 2) вели¬копостные, 3) царские (великие) – под сочельники. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са¬мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш¬нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого. Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в числе суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних Часов. Круг суточного богослужения Церковь начинается вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиане как и у евреев, на¬чинается с вечера, так как течение времени, по учению Священ¬ного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослуже¬ния Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повече¬рие. ДЕВЯТЫЙ ЧАС Девятый Час по Церковному счислению соответствует треть¬ему часу пополудни (По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответст¬вует нашему 7 часу) Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил», за которым последовало тотчас напоение Спа¬сителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) после¬довал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (23,46), с которым Господь предал дух Свой. Так как девятый час принадлежит еще предшествующему цер¬ковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня. Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею. В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Срете¬ния или храмовой праздник. Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста). Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе», «Царю Не¬бесный»..., Трисвятое по «Отче наш...». Священник, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство...». После возгласа «Яко Твое есть Царство...» священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа: 1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83); 2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84); 3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85). После псалмов: «Слава и ныне»... Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – тропарь святому из Ми¬неи, «И ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы....», Трисвятое по «Отче наш...» После возгласа священни¬ка: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи... «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим..», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, ущедри ны...». Чтец молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш...» На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напомина¬ет нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девя¬того часа: «Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешни¬кам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. ПЕРВЫЙ ЧАС Служба первого Часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени. Молитвословия первого Часа находятся в Следованной Псал¬тири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе. В конце утрени, после пения: «Утверди Боже...» священник за¬дергивает завесу Царских врат, а чтец читает: «Приидите, поклонимся...» и положенные псалмы первого Часа. Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда первый Час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия. Первый час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с «Приидите, поклонимся» (трижды). Затем следует характерное для Часов трехпсалмие: в первом Часе оно состоит из 3 псалмов («Глаголы мои внуши, Господи...» (Пс. 5), «Господи, прибежища был еси нам...» (Пс. 89) и «Милость и суд...» (Пс. 100)). За трехпсалмием следует «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (триж¬ды), опять «Слава» и тропарь празднику или святому, затем «И ныне» – Богородичен: «Что тя наречем...» Далее следуют стихи из Пс. 118 (ст. 133-136 – «Стопы моя направи...», «Избави ми от клеветы...», «Лице Твое прос¬вети...», «Да исполнятся уста моя...»). Затем «Трисвятое», «Отче наш...» и кондак праздника или святого. «Господи, помилуй» (40 раз), после чего следует об¬щая молитва повечерия, полунощницы и Часов «Иже на всякое время...» За этой молитвой следует троекратное: «Господи, помилуй. Слава, и ныне», потом: «Честнейшую херувим....» «Именем Господним благослови, отче». Священник, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чте¬нии молитв светильничных и утренних), говорит: «Боже, ущедри...» Чтец отвечает: «Аминь». Священник же продолжает мо¬литву, в которой прославляет Христа: «Христе, Свете истин¬ный...» Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном. «Взбранной Воеводе...» За этой торжественно-благодарственной и победной песнью священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови!» Священник говорит отпуст первого Часа. Пение «Взбранной Воеводе» в сущности не относится непос¬редственно к первому Часу (в Уставе его нет), а является кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования Первого Часа. В практике имеет место традиция, в силу которой в великие праздники вместо «Взбранной Воеводе...» поется кондак празд¬ника. (Например, 25 декабря вместо «Взбранной Воеводе» поется «Дева днесь», и т.п.). Если совершалась вседневная утреня, то на первом Часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на первом Часе произносится малый отпуст. При совершении первого Часа вспоминается, как сказано в Служебнике, «како Спаситель наш в первый Час дне веден бысть в претвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть» (Извест. учит., в Служебнике). Помимо указанных воспоминаний общий характер этой служ¬бы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения», в 5 псалме раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеве¬тан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Пс. 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святым граде, т.е. небесном Иерусалиме, были одни святые (Пс. 100). БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕДВАРЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАНИЕМ 3-го и 6-го ЧАСА На 3-м Часе (который соответствует у нас 9-му часу утра) воспоминаются события из последних дней жизни Господа Иисуса Христа: надругание над ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, 3-й Час посвящен воспоминанию события сошествия Св. Духа на Апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. Сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для 3-го Часа: «Услыши, Господи, правду мою...» (Пс. 16), «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» (Пс. 24), «Помилуй мя, Боже...» (Пс. 50). В 16 и 24 псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: «Изгонящии мя ныне обыдоша Мя...» (Пс. 16, 10). В 50-м псалме – раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Св. Духа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50). На 6-м часе: (который соответствует у нас 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы: 53-й «Боже, во имя Твое спаси мя...», 54-й «Внуши, Боже, молитву мою...»: Пророчески указывается на распятие и страдания Спасителя; 90-й «Живый в помощи Вышняго...»: благовествует о надежде и уповании на Бога. Богослужения, совершаемые в 3-й и 6-й часы, освящены самими апостолами. Из книги Деяний мы узнаем, что свв. апостолы временем 3-го и 6-го часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9). УСТАВ О ЧТЕНИИ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ НА ЧАСАX Если совершается память одного святого, то на Часах чи¬тается на «Слава» – тропарь святого, а по «Отче наш...» кон¬дак. Если два празднуемых святых, то на всех Часах читаются два тропаря (перед «Слава» – тропарь 1-го святого, после «Слава» – тропарь 2-го святого), а кондаки меняются по оче¬реди, т.е. на первом Часе – кондак одного святого, на третьем Часе – кондак другого святого, на шестом Часе – опять кондак 1-го святого, на девятом Часе – кондак 2-го святого. В Неделю (воскресенье) на Часах читаются два тропаря – воскресный всегда перед «Слава» и после «Слава» – тропарь святого рядового. Кондак читается воскресный. Если же в Неделю случится полиелейный или бденный святой, то на первом Часе читается кондак святого, а на третьем – кондак воскресный, далее меняются по очереди. Если же в Неделю случится славословный святой, то на первом Часе также читается кондак святого, далее меняются по очереди. В предпразднства всех Господских и Богородичных праздни¬ков на Часах читаются: тропарь предпразднства и святого (ря¬дового, если есть), кондак же – только предпразднства. В попразднства всех Христовых и Богородичных праздников на Часах читаются тропари праздника и святого (рядового, если есть), кондак же только праздника. Если же в дни предпразднства иди попразднства случится бденный или полиелейный святой, то кондак праздника и святого читаются по очереди. Если случится в Неделю (воскресенье) предпразднство или попразднство и великого святого, то на всех Часах читается тропарь воскресный, а тропари праздника и святого меняют поочередно. Кондаки же тоже читаются попеременно, по очереди. Тропари и кондаки на часах воскресных дней. ПРАЗДНИКИ ТРОПАРИ КОНДАКИ Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь воскресный. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный. Святой имеет тропарь: не имеет праздничного знака, или поемый на 6. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный. Святой имеет: славословие, или полиелей, или бдение. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак воскресный. Тропари и кондаки на часах седмичных дней: с понедельника по пятницу. ПРАЗДНИКИ ТРОПАРИ КОНДАКИ Обыкновенно. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак святого. Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь общий известному лику святых. И ныне Богородичен часов. Кондак святого общий. Два святых и каждый имеет тропарь (кондак). Тропарь первого святого. Слава Тропарь второго святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак 1-го святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак 2-го святого. Тропари и кондаки на часах субботних дней.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz