скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

15. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
Гимнография – церковное песнотворчество.
Тропарь – особая песнь, прославляющая праздник святого или события.
Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна пе¬ремежаться с другими текстами. И название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами.
Содержит:
- основное песнопение праздника (суть его содержания);
- из них составляют канон;
- припеваются на блаженных.
Тропарь исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
Чем древнее тропарь, тем короче. Тропари, составленные в новое время, обычно бывают очень длинными.
Тропарь отпустительный – краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или иконы;
Различаются по дням недели и поются по гласам.
В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии.
В 55-й главе Типикона находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.
СЕДАЛЕН есть текст, следовавший за кафизмой, при чте¬нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво¬лялось садиться.
По своей сути является разновидностью тропаря.
- Читается по кафизмех на утренни.
- По 3-й песни канона.
- По полиелее
Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.
Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде¬нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд¬нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос¬ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).
После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.
ИПАКОИ – (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.
После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: «Яко благословися имя Твое….».
Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакой, во время которого не полагается сидеть.
В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.
ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (или светилен) – от (греч.) «посылаемый» – особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия (соответствующего). На православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответ¬ствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). А в этих великопостных светильнах по¬стоянно используеся образ света, божественного просвещения (напр., светилен 1-го гласа в среду: «Свет возсияй, Господи, душу мою очисти от всякаго греха, силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя»). А с точки зрения формы – светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В принципе это время должно совпадать с тем време¬нем, когда реальный физический свет светит в окна. Эта часть утрени носит по преимуществу хвалеб¬ный характер. И вот светилен как бы открывает эту часть утрени, к ней относится.
Свое название он получил по причине, что в нем просится о ниспослании особой Божией благодати (Св.Духа, спасения, света) и напоминается о послании Апостолов на проповедь Евангелия.
Функционально (по месту в службе) это не два разных текста, это один и тот же текст. Но за этим текстом, находящимся в разных книгах, в разных системах закрепились разные названия. В системе Миней – светилен. В системе Октоиха – ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употреб¬ляются в Великий пост), т.е. это терминологическая, а не функциональная разница.
Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.
СТИХИРА – вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
Виды стихир:
- на «Господи воззвах»: (вечерня; 140,141, 129, 116 Пс. – эта неизменяемая часть есть в Часослове) – к ним препеваются стихиры (10, 8, 6, 4 – в зависимости от значимости праздника по месяцеслову).
P.S. Исключение: среда 5-й седмицы В.П. – 30 стихир;
Благовещание – 11 стихир.
стихиры на Славу и Ныне в счет не входят.
- на литиии: (вечерня) – поются без стихов (от 1-9); Поются при выходе на праздничную литию.
- На стиховне: (в чинопоследовании утрени бывают только на будничной) для них нет постоянных стихов Пс. И каждый раз выбираются особенные стихи.
P.S. К первой стихире нет стиха.
Их как правило 3, но бывает и 4.
- по 50-м Пс. (утреня; праздничная утреня, когда совершается полиелей или бдение)
P.S. На всенощной всегда: «Воскресе Иисус от гроба …»
- на хвалитех: (утреня; нач.148, 149, 150 Пс. – в Часослове) – их может быть 8, 6, 4.
- Евангельская стихира: (поется только на воскресном всенощном бдении; находится в Октоихе, в приложении)
P.S. Никогда не заменяется.
Зависит от Евангельского чтения
Поется на Славу в цикле стихир на хвалитех.
КОНДАК – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.
[Красовицкая] Кондак в паре с икосом представляют собой остаток древнего гимнографического жанра, очень крупного, который так и назывался – кондак, но представлял собой не одну только стро¬фу, а целую церковную поэму, которая сравнима с нашим акафистом. Вспомните любой текст акафиста, он состоит из кондаков и икосов. Эта форма особенно была распространена во времена св. Романа Сладкопевца – VI век.
КАНОН – (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

16. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
КАНОН – (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.-л. праздника или святого. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен – девять, т.е. больше де¬вяти песен не бывает, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, состоящие из девяти или восьми песен, называются полными. А бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Слово трипеснец дало назва¬ние книге Триодь, но существуют и другие неполные каноны: двупеснцы и четверопеснцы. Такие не¬полные каноны встречаются в системе Триоди, но есть они и в Минее.
Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
Как строится песнь канона? Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы.
Буквально значение слова «ирмос» (греч. εĩρμός) – «сцепление», «соединение» или «связь». Ир¬мос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Во-первых, канон по пра¬вилам должен петься весь целиком (как мы поем канон на Пасху или молебный канон Божией Мате¬ри), и ирмос определяет напев: как поется ирмос, так же, на этот напев, поются и тропари соответствующей песни канона. Если вы взять оригинальный греческий текст любого канона, то мы увидим, что там размер ирмоса равен размеру тропарей данной песни, т.е. ирмос задает гимнографическую форму для тропарей канона.
Существуют и библейские тексты, связанные с каноном. Это песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни – потому что это слова, пропетые или как-то осо¬бенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона.
Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».
Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читает¬ся, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах. Выдвигаются разные теории о причинах исчезно¬вения второй песни. Однако ни одна из них не может быть признана вполне удовлетворительной.
Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Са¬муила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пя¬тая – из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве ки¬та, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельст¬вах. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. И далее песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона. В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спаси¬теля, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения кано¬на очень значима для утрени.
Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихи¬рами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии.
В ирмосе той или иной песни может пересказываться содержание ветхозаветного события, соответствующего этой песне. Песнь Св. Писания порой определяет, если так можно выразиться, настроение ирмоса. Так, ирмо¬сы 6-й песни – это часто покаянные ирмосы, обращение из глубины греховной (употребляются «морские»: образы «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...» – из канона 6-го гласа). Ирмос 9-й песни посвящен Божией Матери, там говорится о воплощении Бога-Слова.
Известны и случаи, когда в ирмосах не появляются темы песен из Ветхого Завета. Это ирмосы многих великих праздников, например. Рождества: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите...» – 1-я песнь канона. Здесь нет ни слова о переходе через Красное море, но все равно, внутренне все ирмосы коренятся в песнях Св. Писания. Ирмос, таким образом, действительно связка: по содержанию он связан с песнями, а по форме с тропарями канона.
В каких богослужениях употребляется канон? Канон занимает центральное место на утрени; без канона нет утрени. Каноны также поются на повечерии, воскресной полунощнице (это богослужения времени), а из богослужений Требника – на Елеосвящении, панихиде, отпевании, молебне.

17. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
Ектения – (букв. по-гречески – «распространение», также значит «усердный», т.е. усердное моление) – название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника; каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: «Господи, помилуй», «подай, Господи», «Тебе, Господи». Широкое распространение ектений началось с устава Софии Константинопольской. Екте¬ньи произносит дьякон, поэтому ектенья редко содержит саму молитву. Практически можно выделить одно прощение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» – это, собственно, сама молитва. Обычно же дьякон лишь приглашает к молитве: «Миром Господу помолимся» – давайте помолимся Господу.
Главные виды ектений: великая, просительная, сугубая и малая.
Великая ектения, начинающаяся словами: «Миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся», – самая древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум. 217). Она состоит обычно из 11 прошений. Великая – Мирная, всегда неизменна + прошения по случаю. Возглас священника: «Яко подобает …» (совершается в начале вечерни, утрени и Литургии).
В ектении просительной «Исполним (утреннюю или вечернюю) молитву нашу» молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом.
К исчисленным прошениям, в Великой и сугубой ектений, по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий).
Сугубая ектения (двойная, усиленная) начинается словами: а) полная: «Рцем вси…». Припев: «Господи, помилуй»; б) сокращенная: «Помилуй нас, Боже…» (на мал. вечерне, в нач. утрени, на двупсалм., на Пасхальной полунощн.). Припев: «Господи, помилуй» 3-жды.
Малая ектения состоит лишь из трех прошений и начинается словами: «Паки и паки Господу помолимся».
Кроме исчисленных четырех главных ектений есть еще ектении: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе ектении произносятся на литургии, а последняя, кроме того – на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.
СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ.
Эти молитвы в основном читаются тайно. В первую очередь это, конечно, молитвы литургии, но и богослужение времени содер¬жит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные, которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вра¬тами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит в алтаре).
Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой терминологии сама вечерня в IV века и до нового времени называлась также «светильничное». Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб – всенощного бдения и литургии.
Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников – прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств – так же как наступающая ночь – символ сумерек, окутавших чело¬вечество после грехопадения.
После предначинательного псалма в Светильничных молит¬вах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще «мирной», потому что на¬чинается выражением «Миром», или, вернее, «В мире».
На утрени – особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псал¬мов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие – это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.
Возгласы.
Возглас – начало богослужения – всегда произносит священнослужитель. В нашем богослужении ис¬пользуются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство...» – этим возгласом начина¬ются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака (у старообрядцев также таинственно Елеосвящения), а, кроме того, новогодний молебен.
Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки ве¬ков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бде¬ния, а также благодарственного молебна.
Все остальные богослужения (малая вечерня и др.) и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность.
Что касается возгласа «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произош¬ло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости. Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в ХVI в. на¬зывалась «Святыя славы».
Что же касается возгласа: «Мир всем», то он является при¬ветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20,19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным при¬ветствием: «Господь с вами».
Возглас: «Вонмем» – встречался уже в памятниках IV века. Возглас: «Премудрость» – сравнительно более позднего происхож¬дения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz