скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

12. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая. Пять дней (кроме дней субботы и воскресенья) называются седмичными или буднями. Устав служения в их период изложен в 9-й главе Типикона. Большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга. Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона) Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. Каждый день бывает какой-нибудь празд¬ник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые». Великие праздники имеют знак «крест окружен», т.е. в Типиконе напротив дня, в который празд¬нуется великий праздник, на полях стоит знак , и изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. Да¬лее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников – в эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: де¬вятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к ут¬рени, и часы третий и шестой. Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, сли¬тыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих празд¬ников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдель¬но Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней). Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. – крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имею¬щие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке . Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной служ¬бы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется ка¬нон Божией Матери. Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. Такой тип службы называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, по¬вечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: и . При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, тре¬тий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке . Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках: , , великая совершается при трех знаках: , , , буд¬ничная вечерня совершается при знаках: и , а также службе без знака. Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Минеи служебные и Общая. Минея – от греч. «месяц». Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвиж¬ных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Бо¬городичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году. Она содержит службы годового круга. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы. Минея общая – Основное содержание Минеи об¬щей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Само название этой книги Минеей условно и отражает лишь использование этой книги для богослужения годичного круга, поскольку службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют здесь обобщенный характер и носят соответствующее обобщенное наименование типа «службы праздникам господским», «служба праздникам богородичным», «службы апостолу», «службы апостолам многим», «служба преподобному», «служба мученику» и т.д. Тексты состав¬лены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. 13. Типикон, его состав. Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части. Богослужебная часть содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в выше¬перечисленных богослужебных книгах. Т.о., Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги [Красовицкая]. Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях. Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». Нынешнее ее заглавие выработалось веками, имело длинную и сложную историю. По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Его кратенький устав был назван сразу тремя словами: «Образец, предание, закон». Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, чем первая, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк». СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав) По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав. Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части: I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.); указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46). II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под¬вижных. III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе: 1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы; 2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания. Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА Указания о воскресной службе Гл. 1 – Чин малой вечерни: В начале 1 части Октоиха; В некоторых Служебниках 2 – Чинопоследование воскресного всенощного бдения. 3 – Воскресная служба при совпадении в неделю праздника святого с бдением 4 – То же, при совпадении праздника с полиелеем + 5 – То же, при совпадении праздника без полиелея, т.е. на 6 или со славословием. 6 – Указания, в какие дни года бывают бдения. 7 – Устав о богослужении в дни воскресные, если (по какому-либо случаю) накануне не бывает всенощного бдения. Указания о вседневной службе Тогда малая вечерня оставляется, а вечерня, повечерие и утреня совершаются отдельно в обычное время. 8 – О времени совершения Литургии: в неделю, в праздники великие, средние и малые. 9 – Указания о вседневной вечерне, утрене и Литургии. 10 – О чтениях и Толкового Евангелия на Утрене после кафизм. 11 – О пении канонов в седмичные дни. 12 – Указания о субботней службе при пении «Бог Господь» и нет полиелея. 13 – То же, при пении «Аллилуия». Заупокойная служба. 14 – Заупокойная служба («большая панихида»). 15 – Указ о субботней службе при пении «Бог Господь» при совпадении полиелея или бдения. Указания о некоторых песнопениях 16 – О светильных на утрене: см. также в конце Октоиха 17 – О стихословии Псалтири: см. гл. 5, первое «Зри» 18 – О стихословии песней Священного Писания «Поем Господеви» и «Господеви поем», которые положено петь на утрене перед тропарями канонов. 19 – О катавасии (с 25.8 по 21.9 – Крест начертав Моисей). 20 – О пении «Честнейшей» после 8-й песни канона. 21 – О пении изобразительных и антифонов праздничных и вседневных. Указания о священнодействиях 22 – О порядке и времени каждения. 23 – Об отъятии завесы и открытии царских врат. 24 – О времени зажигания свечей в праздничные дни 25 – То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл. 26-33) 26 – О времени стояния в храме с жезлами 27 – Правила для канонарха 28 – О бесчинных воплях 29 – При каких священнодействиях надо свеять с открытыми головами 30 – О разговорах в храме, о вхождении и нахождении во время службы 31 – О будильнике. Далее в главах, начиная с 32, говорится о трапезе и посте (напр. гл. 32-33 – указания для всех христиан, 35-36 – о трапезе монашеской), а также о жизни монашествующих вообще (гл. 37-46). ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (47-51 гл.) содержит доследования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех неподвижных и подвижных дней в году. 47 гл. – о знаках, обозначающих праздники: великие: сред¬ние и малые. 48 гл. Типикона носит название «Месяцеслова» потому, что она содержит последования на числа всех двенадцати меся¬цев – для всех праздников, дней предпразднества, попразднств, отданий праздников и памяти святых, службы которым находятся в Месячной Минее. Месяцеслов начинается 1-м числом сентября и кончается августом. В «Месяцеслове» помещены также и «Марковы главы», т.е. статьи, написанные иеромонахом Марком, которые указывают, как отправлять службу, если случатся праздники Богородицы или попразднества и отдание всякого двунадесятого праздника в воскресение, или если подобные праздники случатся в дни пения Триоди Постной или Цветной. 49 глава содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и для самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. 50 глава (Пентикостарион, т.е. Пятидесятница) содержит последования для дней, начиная от св. Пасхи до недели Всех Святых. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницей. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (52-60 главы) есть как бы дополнение к 1 и 2-й части его. В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии. В следующих главах печатаются самые песнопения, на которые указывается в 52 главе. Так, в 53 главе содержатся воскресные песнопения, а именно: воскресные опустительные тропари всех восьми гласов с богородичными их, ипокои, кондаки, а также прокимны на утрене перед Евангелием и на Литургии и аллилуарии. В 54 главе содержатся столпы евангельские, ІІ-ть воскресных экзапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии, в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которого будет в этом столпе известная неделя, который глас должен быть пет в ней и какое по счету читать утреннее Евангелие. С 55 до 57 гл. содержатся краткие песнопения дли седмичных дней. В 55-й главе находятся отпустительные тропари, кондаки и светильни, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы. В 57-й главе отпустительные Богородичные и Крестобогородичны на 8 гласов, которые поются в течение всего года на вечерне, на утрене на «Бог Господь» и в конце утрени. В 58 гл. помещены троичны песни и светильны на 8 гласов. (Если на утрене поется «Аллилуиа», а не «Бог Господь», то после «Аилилуиа» поются не тропари, а троичны гласа, и по 9-й песни особые светильны). В 59 и 60 гл. изложены прокимны, Апостолы (т.е. указа¬ния на зачала), аллилуарии, Евангелия (указания на зачала) и причастны (общие, святым) (гл. 59) и «на всякую потребу» (гл. 60). ВТОРОЙ ОТДЕЛ ТИПИКОНА составляют «Храмовые главы». В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другим праздником в один и тот же день. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположе¬ны так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно: сперва (с 1 до 25-й) находятся главы о праздниках, какие быва¬ют во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до не¬дели Мытаря и Фарисея. Потом (с 25 до 48 гл.) – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди, и наконец (с 48 по 58 гл.) — о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди. 59 гл. – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Гос¬подские и Богородичные праздники. 60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник. А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Прило¬жение с тропарями святых, службы которых содержатся в Допол¬нительной Минее. ПАСХАЛИЯ (краткие сведения) В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ. В древние времена величину года измеряли 12 лунными месяцами. Весь лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца, египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов. В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными Риму. И в 325 году по Рождестве Христовом на 1-м вселенном Соборе юлианский календарь был положен в основание пасхальных вычислений. Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29 суток. Год этот, в отличии от обыкновенных, или простых лет, называется високосным годом. Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория VIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее время отвратить это перемещение равноденствия. Было постановлено отбрасывать от каждых 400 лет по 3 дня, т.е. в продолжение четырех столетий аннулировать три високос¬ных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским) стилем достигла примерно 13 дней. ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ В продолжение первых двух веков после Рождества Христо¬ва Церковью установлено строго определенное время празднова¬ния христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни неде¬ли, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскре¬сения Спасителя. В Риме и других Церквах Пасха праздновалась не в одно время с иудеями, а после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми от¬цами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху пос¬ле Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием». ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основа¬ние, эпакта, ключ границы. Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион. Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к Пасхалии, – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В па¬мять императора, даровавшего христианской вере полную свобо¬ду, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи. Кругом солнца называется период временив 28 лет, че¬рез который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев. Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место. Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни. Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным , который бывает через 3 года. Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 году, все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца). Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым числом эта разность полагается в 11 дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случились 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом. Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней. Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРИ опре¬делении дня Пасхи эпакта не имеет значения. Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. меж¬ду 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов. Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом опре¬деление дня празднования св. Пасхи и зависящих от него под¬вижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать: 1) после иудейской, 2) в воскресный день, 3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия, 4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудей¬ская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Нарушение этих соборных поста¬новлений с времени празднования св. Пасхи категорически за¬прещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Римской церкви папой Григорием ХIII, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические прави¬ла празднования Пасхи. Относительно же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календа¬рем, между тем как у Григорианского календаря эта согласован¬ность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому ка¬лендарю. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Сле¬дованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празд¬нования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и вре¬менами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырь¬мя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в граждан¬ском счислении будет относиться не к этому, а к предшествую¬щему году. 14. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон. Библейские тексты – тексты Св. Писания. Крупные отрывки Св. Писания, которые входят в богослужение – чтения: Четвероевангелие (на литургии, на утрени: воскресной и полиелейной, утрене Великого Пятка – «Двенадцать Евангелий»; на вечерне: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток; на царских часах в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток, на часах в первые три дня Страстной седмицы); Апостольские деяния и послания (чаще всего и в основном читаются на литургии, еще на царских часах). Евангельские тексты составляют еще и некоторые неизменяемые части богослужения: на вечерне молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, Отче наш – молитва Господня; на великой вечерне, входящей в состав бдения – Богородице Дево начальные слова обращения Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве; на утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу; по 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы Величит душа Моя Господа; на великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш; на литургии, хотя и не во все дни года, но, как правило, третий антифон Во Царствии Твоем, так называемые «Блаженны» («Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...», – первые слова построены по образу молитвы благоразумного разбойника, а дальше – «Блажени плачущии...» – заповеди Блаженств из Нагорной проповеди). Крупными текстами Ветхого Завета являются паримии (греч. – притча, образ). Они читаются на великой вечерне, в первой ее части, и образуют некие циклы (Богородичные, на Господские праздники, преподобнические, святительские и т.д.; в Великую Субботу на вечерне читаются 15 паримий с пророчествами о тридневном Воскресении Спасителя, в будние дни Великого поста на вечерне читаются паримий из книги Бытия и книги Притчей). Самой популярной и широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета, безусловно, является Псалтирь. По степени использования в богослужении с этой книгой не может сравниться ни¬какая другая. Псалтирь читается кафизмами (их в Псалтири двадцать); по одной кафизме, по две, по три. Псалтирь читается по одному псалму, по два псалма, по шесть псалмов. Псалтирь разбивается на отдельные строчки и отрывки. Нет ни одной службы, когда бы не использовалась Псалтирь. Основа службы, практически все неизменяемые тексты взяты из Псалтири. Это часть Св. Писания выделяется не только необыкновенной мудростью, но и красотой, это удивительная поэзия. Само слово «псалом» происходит от греческого глагола ψάλλω), означавшего когда-то «щипать», а позднее «играть на струнном инструменте». Царь Давид играл и пел псалмы, и вот это его музыкальное творчество дало название тексту. Устав предписывает усердно, часто и много читать Псалтирь. В обыкновенное время года Устав распределяет чтение Псалтири так. Каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью один раз. От начала чтения Псалтири в субботу вечером на вечерне – поэтому поется Блажен муж, первая кафизма, – до субботы утра. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочи¬тывается дважды. Прокимен – (греч. предлежащий) – краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV-V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий – из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Они положены только на великие праздники Господни, а также на воскресенья Великого поста, кроме недели Ваий. Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца. В прокимнах, обыкновенно заимствованных из Св. Писания, выражается кратко смысл или последующего чтения («Прокимен Апостола», «Прокимен Евангелия», «Прокимен дне» и др.), или службы дня. Из текста Псалтири берутся аллилуиарии. Вот чтец на литургии возгласил прокимен со стихами, хор пропел его, затем читается Апостол, после которого чтец объявляет: «Аллилуйя, глас вторый...»; хор поет Аллилуйя. Чтец читает стихи-аллилуиарии, а хор поет Аллилуйя к каждому стиху. Аллилуйя иногда называют прокимном Евангелия: наш прокимен предшествует чтению Апостола, а Аллилуйя предваряет чтение Евангелия. Итак, стихи из псалма, к которым припевают Аллилуйя, называются аллилуиарии. Из Псалтири обычно берется еще один краткий богослужебный текст, он называется киноник, в буквальном переводе – причастный стих. Это текст, который поется на литургии после того, как священник возглашает: «Святая святым», хор поет: «Един свят...» и затем – краткий стих, который меняется в зависимости от дня седмицы или праздника (в воскресенье всегда поется «Хвалите Господа с небес...»). Этот стих и называется киноник, или причастен. Чаще всего он берется из Псалтири. Ки¬ноник соотнесен с прокимном, каждому прокимну соответствует свой киноник. Важными текстами из Св. Писания являются библейские песни, которые во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмиц, а также четверга 5-й седмицы Поста должны сопровождать пение канона. На приходах повсеместно их употребляют лишь в будни Великого поста. Песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни – потому что это слова, пропетые или как-то осо¬бенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона. Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...». Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читает¬ся, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах. Выдвигаются разные теории о причинах исчезно¬вения второй песни. Однако ни одна из них не может быть признана вполне удовлетворительной. Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Са¬муила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пя¬тая – из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве ки¬та, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельст¬вах. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. И далее песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона. В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спаси¬теля, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения кано¬на очень значима для утрени. Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихи¬рами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона. Антифон (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz