скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

6. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
1 вариант. Когда южные славяне пpиняли пpавославие, наиболее pаспpостpаненным как в Константинополе, так и в Солyни был yстав Великой цеpкви, а на Балканах входил в yпотpебление Стyдийский yстав. Преп. Феодосий Киевопечеpский пpинял в своем новосозданном монастыpе именно Стyдийский yстав, кyда специально по его благословению список этого yстава был пpивезен из Константинополя. Однако со вpеменем как yстав Великой цеpкви, так и Стyдийский yстав начинают вытесняться на pyсской почве Иеpyсалимским yставом, пpичем последний имел на Рyси, до 13 в. достаточно много модификаций. Пеpеход pyсской Цеpкви со Стyдийского на Иеpyсалимский yстав пpоисходил постепенно и безболезненно: кон. 14 – перв. пол. 15 вв. (связан со свт. Московским Кипpианом, пpеемник святителя Алексия Московского, ввел слyжебник Филофеевско-Евфимьевской pедакции). Один из пеpеводов Иеpyсалимского yстава на цеpковнославянский язык («Око цеpковное») был осyществлен yчеником пpп. Сеpгия Радонежского пpп. Афанасием Высоцким (жил в Константинополе) (Сеpпyховским), основателем соответствyющего монастыpя. При переводе устав в pазyмных пpделах твоpчески пеpеpабатывали и дополняли сообpазно с особенностями и yсловиями pyсской литypгической жизни (слyжбы pyсским святым, дополнены хpамовые главы). Пеpвое печатное издание Типикона в России («Око цеpковное») в 1610 годy. В 17 веке большyю pаботy по yпоpядочению богослyжения пpовел митp. Киевский Петp Могила (В основном он pефоpмиpовал частное богослyжение – Тpебник. Придал ему более стpойный и завеpшенный вид, ввел разного рода молебные пения). Сеpедина 17 века – pефоpма патpиаpха Hикона: в основном пpавился месяцеслов (службы русских святых внесены «под число»). Совpеменная pyсская pедакция Типикона восходит к изданию Типикона пpи патpиаpхе Московском Иоакиме в 1682 годy. В связи с редакцией других богослужебных книг (главным образом из-за исправлений минеи месячной) потребовалась еще одна редакция Типикона в 1695 годy пpи последнем пеpед синодальным пеpиодом pyсском патpиаpхе Адpиане. Дальнейшие изменения Типикона имели характер корректур (указания на службы новым святым). Всеpоссийский поместный Собоp 1917-1918 годов сделали много pазного pода констpyктивных пpедложений для ypегyлиpования богослyжения. Но Типикон – это идеал, поэтому редактировать его не стали, появились другие проблемы. Работа над новой pедакцией Типикона пpодолжается вплоть до настоящего вpемени в дyховных академиях pyсской Цеpкви.
2 вариант. На Руси вначале был принят Студийский Устав, причем в различных редакциях. Дело в том, что под влиянием Студийского Устава находились так называемые ктиторские уставы. Ктитор – это основатель какого-либо монастыря, и ктиторский устав – тот устав, который основатель дает монастырю. Одним из самых знаменитых ктиторских ус¬тавов был Алексеевский Устав патриарха Алексия, который в 1034 г. основал монастырь Успения Божией Матери в Константинополе. Считается, что именно этот Устав был введен прп. Феодосием Печерским в Киево-Печерской Лавре. Итак, сначала на Русь приходит Студийский Устав, да еще в такой особенной редакции; известны, однако, следы и других редакций Студийского Устава. Кроме того, в рукописных памятниках можно найти следы влияния Устава Великой Церкви Константино¬польской – св. Софии.
Но на Руси сразу же начинают развиваться собственные литургические традиции. Очень быстро появляются собственные песнописцы, например, Григорий, инок Печерский (XI в.), и Иаков Черно¬ризец. На Руси сразу проявляется необыкновенная духовная свобода и широта в подходе к богослу¬жению. Например, очень скоро начинают праздноваться новые праздники, неизвестные на Востоке, как, например, праздник Покрова или праздник в честь Всемилостивого Спаса, практически предан¬ный забвению после реформы Патриарха Никона. Можно упомянуть также праздник перенесения мощей свт. Николая из Малой Азии в город Бари, а это, между прочим, было перенесение с Право¬славного Востока на Запад. Отношение к западной традиции, как мы знаем, отнюдь не всегда было благожелательным, однако, это перенесение св. мощей начинает праздноваться, очевидно, как явление некоего Божественного Промысла. Вот такое отсутствие узости, духовная широта и свобода быстро начинают проявляться в русской богослужебной традиции.
Если во Вселенской Церкви Иерусалимский Устав начал распространяться в ХII-ХIII вв., то на Руси временем перехода к Иерусалимскому Уставу были XIV-ХV вв. Надо сказать, что на Руси были благоговейно и с любовью приняты все предписания Иерусалимского Устава, причем предписания со¬вершенно новые по сравнению с практиковавшимся ранее Студийским Уставом. Например, была сра¬зу принята агрипния – бдение, а бдение это было совершать гораздо труднее на Руси, чем на Восто¬ке, так как ночь на Руси, особенно зимой, гораздо длиннее.
Естественно, Иерусалимский Устав вводился постепенно, в одной обители за другой, не везде сразу. Не везде он сразу объявлялся общеобязательным, в приказном порядке. Но к XIV в. он уже полностью утверждается на Руси. Однако и в Типиконе, и в службах мы встречаем следы действия Студийского Устава и следы путаницы, возникшей при переходе с одного устава на другой.
XVI и XVII вв. стали веками расцвета пышной обрядности. Распространились многочасовые ко¬локольные звоны, торжественные крестные ходы, практиковались многочисленные молебны перед ли¬тургией, что, конечно, не может не вызывать некоторый перенос акцентов. Распространился «безобразный обычай многогласия», когда из-за обилия текстов и продолжительности службы одно¬временно в полный голос на разных клиросах могли вычитываться разные тексты. Так и говорится в памятниках: «один поп на одном клиросе поет один канон, другой одновременно – другой». Естественно, это забвение, попрание самого смысла нашего богослужения. Архиереям приходилось бороться с этим ужасным обычаем.
Возникновение книгопечатания поставило проблему «книжной справы» и возбудило споры по об¬рядовым вопросам, трагическим последствием которых явился раскол Русской Православной Церкви. В связи с этим нужно напомнить, что прежде, в XIV-ХV вв. на Руси перешли с одного типикона на другой, и этот переход, по словам проф. Дмитриевского, был «тихим и мирным». Вспомним, что на Православном Востоке тоже перешли с одного типикона на другой. И эти переходы не служили при¬чиной каких-то церковных катаклизмов и катастроф, которые были у нас. Однако вдруг почему-то обрядовые вопросы привели к таким ужасным последствиям. Какие же должны были произойти из¬менения в церковном сознании, чтобы родилось совершенно иное отношение к форме!
И дальнейшие века не были свободны от некоторых искажений церковной жизни, которые вам пре¬красно известны; они не могли не вызвать нарушений в богослужебной практике. Однако невозможно рисовать общую картину только в мрачных тонах. Какое бы жизнеописание знаменитого игумена или старца ХIХ-ХХ вв. мы ни взяли, мы встретим рассказ о наведении порядка в жизни монастыря, в ду¬ховной жизни иноков, начинавшегося с введения уставного богослужения. Это очень часто встречается в духовной литературе: порядок идет от уставного богослужения. Безусловно, такое рвение, такая лю¬бовь к Уставу всегда жила, и невозможно сказать, что когда-то она умерла, и традиции эти прекрати¬лись.
Безусловно, мы знаем, что история Церкви – это история святости, но в учебниках рассматривается обычно этот бесконечный грех разделения. В то же время история устава являет нам дыхание Вселенской Церкви, опыт, который заботливой рукой Матери-Церкви собран для нас из разных эпох, разных стран, из разных традиций, собран и дан для нашего научения, для нашего воз¬растания. История богослужебного устава чаще говорит нам об объединении, о взаимообогащении, взаимодействии, об удивительной открытости всему лучшему, что есть в Церкви. Кроме того, мы не¬однократно видели, как принимается устав, может быть, невыполнимый, но более строгий, более пре¬красный, содержащий в себе более высокий идеал богослужения.

7. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
1. В системе богослужебных циклов Евхаристия занимает центральное место, но она не является частью суточного богослужебного круга, хотя вместе с тем является его средоточием и целью. Она не имеет строго определенного места в ряду прочих служб. Чаще всего литургия совершается после 6-го часа, но перед 9-м. Иногда она совершается в соединении с вечерней (Рождественский и крещенский сочельник и др.) Литургию не положено совершать по уставу в Великий пост, в среду и пятницу ЛПД, и др.
Раньше основная часть таинств совершалась в связи с литургией. Основная часть таинств совершается во время богослужения. Главное из них Евхаристия. В Византии в древности совершались «крещальные литургии», а Великий пост являлся подготовительным периодом к крещению. Крещение и Миропомазание совершалось во время пения 15 паремий в пасхальную ночь. В современной практике эти таинства отделены от литургии.
Таинство брака в древности происходило во время причащения брачующихся на божественной литургии
Таинство покаяния ранее тоже совершалось в связи с евхаристией (общая исповедь в моменты оглашения перед крещением, и причащением).
Таинство священства до сих пор совершается во время божественной литургии в зависимости от степени священства в разных ее моментах – до или после евхаристического канона.
Елеосвящение не связано с богослужебными циклами, оно скорее относится к «частным» богослужениям.
[Красовицкая] И в то же время ни одно из этих таинств не может считаться полным, не может считаться завер¬шенным, если оно не запечатлено участием в Евхаристии – причащением Святых Христовых Тайн. Только что рукоположенные священник или дьякон, конечно же, причащаются на литургии; участни¬кам таинства Брака в день венчания необходимо вместе причаститься. Древнее бракосочетание – это совместное причащение с предварительным объявлением о браке. Кто покаялся, спешит к Чаше, и кто хочет причаститься, тот спешит покаяться. Таким образом, все таинства связаны с Евхаристией точно так же, как все органы в человеческом теле связаны с сердцем: сердце остановилось, и все рассыпается. И Евхаристия, безусловно, – это таинство таинств, это таинство, созидающее Церковь, поскольку Церковь – это Тело Христово. Есть еще многочисленные чинопоследования и требы, обычно не на¬зываемые таинствами, но, безусловно, с ними имеющие много общего; все они так или иначе связаны с Божественной литургией, которая одна лишь несет в себе полноту жизни Церкви.
2. Система постов. В Типиконе начиная с 32гл., говорится о трапезе и посте (напр., гл. 32-33 – указания для всех христиан, 35-36 – о трапезе монашеской). С древнейших времен Святая Церковь учредила посты (пост освящен Самим Господом Иисусом Христом). О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соолюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви. Самый важный – Великий пост (Святая Четыредесятница). Его цель – очищение от грехов и достойная встреча Пасхи. К ВП примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий (рыба и масло по двунадесятым праздникам). Следующим постом является Петров пост. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. Петра п Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от 6 недель до недели и 1 дня) и зависит от числа празднования Пасхи. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Третьим годовым постом является Успенской пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ее Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается 28. В этот пост запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Последним годовым постом является Рождественских пост, установленный в честь Рождества Христова (начинается пост на следующий день после памяти св. ал. Филиппа, отсюда второе его название Филиппов пост). В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост. Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду п пятницу каждой недели. Пост в среду и пятницу отменяется в сплошные седмицы: это 1) святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня, 2) Неделя о мытаре и фарисее, 3) сырная неделя (или масленица, – на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая недели. К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.
В Православной Церкви существует 2 вида постов:
Многодневные:
1. Великий – 6 недель.
2. Рождественский – 40 дней.
3. Успенский – 2 недели.
4. Апостольский (в зависимости от Пасхи. Заканчивается в день ап.Петра и Павла)
Однодневные:
1. Среда и пятница (кроме сплошных седмиц)
2. Крещенский и Рождественский сочельник
3. Усекновение главы Ин.Предтечи
4. Воздвижение Креста.
Согласно Типикону пост начинается с утра, а не с вечера предыдущего дня.
По характеру пост:
1. Эсхатологический – полное воздержание от пищи
2. Аскетический – частичное воздержание от пищи
В древности в В.П. в будни – полное воздержание от пищи, а также в великую субботу и в сочельники. В постные дни не совершается литургия, либо совершается на вечерни.
Общественное и «частное» богослужение.
2. Существует условное разделение богослужения на общественное, которое совершается в храме и «частное» – по требам. Такое деление не вполне корректно, т. к. любое богослужение является общественным уже в силу того, что в нем участвует священник с одной стороны, и мирянин с другой. А любая церковная молитва – есть общая молитва.
[Красовицкая] В Требнике содержатся вели¬чайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. В терминах схоластического богословия эти бого¬служения называются частными. О. Александр Шмеман решительно восстает против такого определе¬ния, напоминая, что в Церкви нет ничего частного, в жизни церковной все общее. Будет ли это отпе¬вание, будет ли это крещение – в этом участвуют все, это не относится к одному или к двум лицам. Церковь – это собрание, и все празднуется, все совершается вместе народом церковным. Но все-таки не выделить характер тех последований, которые есть в Требнике, не определить их отличие от про¬чих богослужений невозможно. И о. Александр предлагает выйти из этого положения так: субъектом совершения и таинств, и треб является Церковь во всей ее полноте, а объекты могут быть различны. Таинство Евхаристии или богослужение времени относится одинаково ко всем, а если мы пришли на крещение, мы все участвуем в нем, поскольку дерзаем думать, что мы являемся чадами церковными, но преимущественно оно относится ко крещаемому.

8. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
1. Лица, участвующие в богослужении делятся на священнослужителей и церковнослужителей. Священнослужители получили благодать Святаго Духа в таинстве священства для служения Церкви, как обществу христиан.
Священнослужители (служебное священство):
- Дьякон «служитель»: иеродиакон, протодиакон, архидиакон
- Пресвитер: иерей, протоиерей, протопресвитеры, иеромонахи, архимандриты.
- Епископ «надзиратель»: архиепископ, митрополит, патриарх
Церковнослужители (царственное священство):
- иподиакон, чтец, певец, псаломщик, пономарь
Совершителями богослужения являются все верующие христиане, присутствующие за богослужением, однако одним назначена служебная функция, другим «сослужебная».
2. В Ветхом Завете для служения перед алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил иерархию, состоящую из трех степеней: первосвященника, священников и левитов. В Новом Завете по примеру Спасителя и по воле Святого Духа апостолы избрали достойных приемников и учеников. Через таинственное рукоположение (хиротонию) они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения.
Богоучрежденная иерархия составляет три степени: первая и высшая – епископская, вторая и подчиненная пресвитера или священника, третья и более низшая дьякона. Епископу исключительно предоставлено надзирать за правым учением в Церкви, проповедовать здравое слово Божие. Пресвитер имеет право проповедовать при богослужении, священодействовать (кроме таинства священства) и совершать различные богослужения. Дьяконы являются помощниками и сослужителями пресвитеров, они не имеют права совершать священнодействия.
Прообраз новозаветного священства представлен был в служении левитов, священников и первосвященников, которые были избраны из народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор.10,8) В Новом Завете Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению тела Христова» (Еф.4, 11-12).
Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в Церкви Христовой, спрашивает: «все ли апостолы? все ли пророки? Все ли учители? все ли чудотворцы?» (1 Кор.12,29). Этими словами он как бы указывает на необходимость в Церкви особенных, поставленных Богом лиц, которые могли бы посредством предоставленной свыше благодатной власти совершать богослужение, таинства и пасти стадо Христово.
Для чего же установлено институциональное священство священство?
Согласно апостольскому учению, – «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова» (Еф.4,12), для того, чтобы все желающие находили готовое посвящение себе в недрах Церкви, чтобы знали правильный чин служения Богу, чтоб все чада Церкви составляли едино тело Христово, одно освященное царство Божие, чтобы так происходил род «истинно избранный, Царское священие, язык святый, люди обновления» (1.Пет.2,9). Однако «никтоже сам себе приемлет честь священства, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр.5,9).
Бог избрал иудейский народ, «чтобы он был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14, 2), «этот народ Господь образовал для Себя; чтобы возвещать славу Его» (Исс. 43, 21).
В Новом Завете избранным народом и родом стали христиане. Установленный принцип принадлежности к народу Божьему был превзойден в Новом завете духовным институтом – Церковью Христовой, в которой «нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского; ибо все одно во Христе Иисусе» (Гал.3,28).
Царственное священство в Ветхом Завете оставалось обетованием, поскольку было закрыто и недоступно для народа, но в Новом Завете оно принадлежит всей Церкви.
Идея царственного священства вытекает из учения о Церкви и общее священство верующих получает осуществление только в духовной жизни.
Общее священство мирян. Все христиане должны по ап. Павлу приносить себя в жертву живую, т.е. свою жизнь посвящать Богу. Кроме того молитва – жертва хваления. Только в силу общего священства, может существовать служебное священство.
По апостольскому учению, все христиане носят звание священническое, представляя собой «род избранный, царственное священство, народ святой, людей, взятых в удел» (1Пет. 2, 9). Апостол Петр указывает на избранность христиан из всего человечества, как нового духовного Израиля. Каждый верующий во Христа, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим, получает благодатное священнническое служение, предоставив свое тело «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12,1).
Вместо рукотворенного храма христиане имеют нерукотворенный, вместо кровавых жертв духовные жертвы, они имеют «дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл нам через завесу, то есть плоть свою, и имея великого Священника, над домом Божиим (Евр.10.19-21).
Теперь священное звание христианина исходит из дарованного ему духовного священства перед Богом.
3. Виды богослужебных облачений:
церковнослужители:
- стихарь (алтарник, пономарь)
священннослужители:
- стихарь – белый подрясник (символ благодати и чистоты)
- пояс (символ выбранного пути)
- поручи (символ – руки Христа)
- епитрахиль (благодатные дары, скорбь взятая на Себя Христом) – кроме дьякона
- фелонь (риза, одежда правды и радости о Господе) – кроме дьякона
- орарь «крылья херувимов», указатель – только у дьяконов
награды священников: набедренник, палица, митра
у епископа:
- омофор
- набедренник
- митра
- панагия
- саккос
Бытовая одежда:
Подрясник, риза, скуфья
В полном облачении служат:
- литургию
- пасхальную заутреню
- вечерню (?)
- Великая пятница и Великая суббота
- Вынос плащаницы
- Вынос креста
- Великое освящение воды (если сослужит то частичное, если возглавляет, то полное)
Венчание и крещение – только епитрахиль и фелонь
На Руси цвета:
Золотой – Воскресенье, святителей.
Белый – Господские праздники и попразднства, Лазарева Суббота, Великая Суббота, Заупокойная служба
Зеленый – Троица, Вход Господень в Иерусалим, юрдивым, преподобным.
Голубой – богородичные и попразднства.
Красный – Пасха и мученики
Черное – посты
Фиолетовый – воскресные дни поста.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz