скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

49. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира. Вынос креста. Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (триады) вокруг св. Престола, на котором лежит св. Крест. По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже...» поднимает Крест на главу. (В это время царские врата бывают открытыми). Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с идущим впереди его диаконом (с кадилом) (против солнца). Обойдя с Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: «Премудрость, прости». Хор поет (трижды): «Спаси, Господи, люди Твоя...» Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поет и хор. После этого, при пении стихир праздника, молящимися совершается поклонение Кресту и целование его. Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», и далее все совершается по обычаю. Чин Воздвижения Креста. Совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея. После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели месте (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет: «Господи, помилуй (100 раз). Вначале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, «на пядь до земли». По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным «Господи, помилуй!» При пении «Господи, помилуй» в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа). Второе воздвижение. Настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную стороны, и стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Хор – «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея. Рцем вси». Хор – «Господи, помилуй» 100р. Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси». После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу». При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется «Кресту Твоему...» (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину. Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу». Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении – сугубая и просительная. ВОДООСВЯЩЕНИЕ. Вода уже как Богом сотворенная тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Малое водоосвящение (малая агиасма, освящаемая осенением креста и молитвой священника) подобно великому. Великая агиасма – «то макрон агиасма» – освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением – в ней, внутри ее совершаемым, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями (воспоминание Крещения Господня – освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти). Чин великого водоосвящения. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу...» (если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье). Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свещеносцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке идут к большим сосудам с водой, заранее наполненным. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечою, кадит трижды около стола, образа, клир и народ. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко человек на реку пришел еси...» (дважды.), «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющего в пустыни...». Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1 – 10; 55, 1 – 13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди. облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1, 9 – 12), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды. Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию». По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божии благодеяния величество...» иерей окропляет весь храм. Затем поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...». На практике целование Креста и окропление освященной водой совершается по отпусте. МАЛОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ. Малое водоосвящение положено совершать 1-го августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, малое водоосвящение положено совершать и в день Преполовения. Бывает также перед литургией в храме в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд совершается по желанию верующих в соединении с молебным пением. Посреди церкви, если водоосвящение будет в ней, ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. Если предполагается освящение воды соединить с крестным ходом, как это бывает 1-го августа, то иерей выносит на голове Крест к месту освящения. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою...». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем...» (дважды), «Не умолчим никогда, Богородице...». При этом иерей кадит крестообразно воду. Читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...» И вместо канона поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая...» (дважды) и далее до конца. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник произносит: «Яко свят еси, Боже наш...». Потом поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». При пении тропарей бывает каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 11 – 18). Затем произносится аллилуйарий и читается Евангелие (Ин. 5, 1-4). Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершают каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете...» и затем тайную молитву: «Приклони, Господи, ухо Твое...» Кроме этих молитв, иногда читается еще особая: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа!..». По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и «Твоих даров...». Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, при этом поют тропари: «Источник исцелений...» и «Призри на моление раб Твоих...» Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас. Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй» (трижды), а после второго – 40 раз. Затем читается молитва «Владыко Многомилостиво...», которая положена на всенощном бдении, на литии. Затем бывает отпуст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА – совершает архиерей (если священник то чин совершается без закладки в престол мощей). Накануне совершается всенощное бдение. Ставят престол и утверждают на него доску (с чтением молитв). Прибивают ее гвоздями и омывают престол, кропят святой водой, растирают смесью св.воды, вина и розового масла. Престол облачается в срачицу (опоясывают веревкой трижды) и индитию. Кропят св. водой и облачают жертвенник, ставят на него сосуды. Открываются врата, кропится алтарь и храм, стены помазываются св. миром. Совершается крестный ход с антиминсом (если архиерей – то в другой храм за мощами, по возвращении мощи помещаются в престол – все действия с молитвами и пением). Начинается литургия. ОСВЯЩЕНИЕ МИРА. Совершает патриарх. На крестопоклонной неделе начинается подбор масла и вина, трав и ароматов. В понедельник страстной седмицы патриарх сосвященниками в мироварной палате освящает вещества и начинает мироварение (продолжается 3 дня). Миро разливают в 12 сосудов, несут в алтарь ставят вокруг жертвенника. Торжественное перенесение мира повторяется на великом входе литургии великого четвертка. Сосуды ставятся вокруг, а один на престол. Сосуды открываются перед освящением Даров. Патриарх благословляет каждый сосуд и читает молитву. Еще раз благословляет каждый сосуд после преложениея. Сосуды переносятся в хранилище. 50. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмиц. Все Евангелие прочитывается в течение года. Перед каждым Евангелием помещено: 1) краткое описано жизни Апостола-Евангелиста; 2) краткое содержание глав Евангельских; 3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке – начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях. Обычное деление текста Свящ. Писания на главы стихи сохраняется и в богослужебном Евалгелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (Мф. – 28 гл., Мк. – 16 гл., Лк. – 24 гл., Ин. – 21 гл.) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала. В Евангелии от Матфея зачал 116, Мк. – 71, Лк. – 114, Ин. – 67. деление евангелий на зачала было произведено св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом. Зачалом называется часть текста Нового Навета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же называется дата чтения зачала. Там же, под строкой, указываются и слова, какали нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь...» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоят из нескольких. В конце богослужебйого Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день седмицы всего года и всех недель: (воскресений) начиная от Пасхи и кончая сыропустной неделей. Апостол содержит: а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий; в) четырнадцать Посланий св. ап. Павла. Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы и стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядксм от 1-й главы Деягли до 13-й главы Послания к евреям – всего 335 зачал (исключение 50 и 51). В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но так же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала, в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня седмицы: «неделя», «понедельник», «вторник» и т.д. Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на Всенощном бдешш после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис. (Типикон, гл.2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6-й главе. Бдений положено около 70-ти, а отделов 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евайгельским, в которых дается ряд вводных сведений (указатель апостольских чтений по седмицам, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тртоарями, кондаками, аллилуариями и причастными праздничных дней, Месяцеслов, Воскресные прокимны восьми гласов, прокимны седмичных дней, указатель чтений общих святых и на всякую потребу, антифоны вседневные, указания для чтения Апостола). Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»: «Знамения» (содержит указание предметов новозаветной книги); «Сказания» (говорится о месте, поводе и цели написания Послания).

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz