скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

37. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.

[Кратко] Пон. Втор. Среда.

На утрени: Аллилуйя поется с особый тропарем: «Се жених»,

на Гос. Воззв. Стихиры входа.

Пс. читается. Отсутствуют кафизмы на 1 и 9 часе.

Особые каноны: пон. 3-песн., втор. 2-песн., ср. 3-песн.

По М. Не служат.

На поются Библ. Песни, вместо них; «Славе Тебе, Боже наш...

Светилен общий для всех дней страстной: «Чертог Твой вижу, Спасе мой».

На 3, 6 и 9 часах д.б. прочитано все 4-Евангелие до середины 13 гл. Ин. До слов: «Ныне прославися Сын Человеческий»

Смена паремий (не Исаия, а Иер.).

Темы:

Пн. О кончине века.

Вт. О страшном суде.

Ср. помазание жены блудницы.

В конце изобраз чин прощения + Ефр. Сир. + ЛДП (на вечерне) + поклоны (последний раз).

Ср. вечером стихословие Пс. – Кафизмы отменяются, кр. 17.

Утреня Великого Четверга.

После 2-Пс. , 6-Пс. и вел. Ект. Поется Алиллуия с тропарем Вел. Четверга (обычно Бог Господь с тропарем, а Аллилуйя с Троичными песнями): «Егда славны ученицы…». Вместо кафизм читается Лк. Зач. 103.

Полный канон Космы Маюмского с припевами: «Славе Тебе Боже наш...»

Темы: Тайная вечеря, Гефсиманское моление, Иуда.

Эксапостиларий: «Чертог Твой Спасе виджу украшенный…» (последний раз)

Есть хвалитные стихиры.

Вседневное славословие

Обычное окончание:

«Благо есть…»

Тропарь: «Егда славные ученицы…».

Сугубая сокр. ект.

Окончание.

На 1 часе: Прокимен. Паремия.

[*] СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. Первые три дня. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, оказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы. В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, – малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского. На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси. Боже, Богородицею помилуй нас». Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам...» Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84; во Вторник – от Матфея, зач. 90; в Среду – от Иоанна, зач. 41). После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» и возгласа: «Милостию и щедротами...» поется трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песня). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды. ). Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» – чтец: «Тебе слава подобает...» и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и челове колюбия еси...» священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви...» и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати...» Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися...» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...» Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: «Приидите, поклонимся...». В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных и литургии, – бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...». В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (Ин. 13,32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня; Апостол на литургии в эти дни не читается). В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.



38. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.

[Кратко] Уникальный день установления Таинства Евх.

Лит. Вас.вел. «Даде святым своим учеником…»

«Вечеря Твоея тайныя» вместо «Херувимской» – 2р., до и после входа.

Вместо «О Тебе радуется» поется «Странствия Владчня» – задостойник (задостойник всегда – ирмос 9 песни канона с припевом).

Вместо «Да исполнятся уста наша» – « Вечери Твоея..»

Есть традиция: чин омовения ног.

Освящение мира (после Евх. Канона)

Утреня вел. Пятка

Называется: «Проследование Святых и спасительных Страстей Господа нашего ИХ» В простонародье – чтение 12 Ев.

Чин:

будничная утреня, но чтение кафизм заменено на Ев.

Последование:

2-Пс. ,

6-Пс. ,

Вел ек. и Аллилуйя с тропарем «Егда славнии ученицы».

По малой ект. Ев..

По 5 Ев. – антифоны – 15 шт.,

по 6 Блаженны и тропари,

по 7 – Пс. 50,

по 8 – Трипеснец,

по 9 – Хвалитные Пс. со стихирами.

по 10 – вседн. Славословие и прос. Ект.

по 11 – стихиры на стиховне,

по 12 – Благо есть,

Трисв. По Отче и

тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя..».

Суг. Сокр ект.

и Окончание

[*] ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) – малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром – часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения. Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского. На утрени, после «Аллилуиа» и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе». Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: «Сеченое сечется море Чермное...» (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» перед каноном не читается). К тропарям канона припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери «Странствия Владычня...». Хор: «И бессмертныя трапезы...». По 9-й песни – екзапостиларий (трижды): «Чертог Твой...». Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть...» – единожды. По Трисвятом – тропарь «Егда славнии ученицы...», после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди, Боже...», и читается 1-й час. Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...». Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения. Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого. На литургии читается Апостол (1Кор., зач. 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44). Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника. Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы». В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются). Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ. Совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

УТРЕНЯ. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий – избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» со стихами великопостными и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными – малое каждение. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие св. Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава страстем Твоим, Господи» (По Уставу, петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе») (а после Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи»). При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам...» и читается Евангелие. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник. После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие – и крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие – о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: «Честнейшую херувим...», а хор продолжает: «И славнейшую...». Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни – малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя». После светильна читается 9-е Евангелие – о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес...» и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие – о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие – о погребении тела Господа в новом гробе. Затем – стиховные стихиры (они же и на вечерни на «Господи, воззвах») и 12-е Евангелие – о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается «Благо есть» – единожды, Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя…», затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице...». Хор: «Честнейшую...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне» и «благослови», и бывает отпуст: «Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.



39. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.

[Кратко] Часы Царские (как в Рожд и Крщ. Сочельник)

На каждом часе разный тропарь, хотя их можно назвать стихирами, т.к. им предшествуют стихи.

Тема: страдания Христа.

Библейская часть: прокимен, пророчества, Апостол, Ев.

Окончание часа с кондаком – он общий для всех часов: «Нас ради распятого»

Изобразительны: устав назнач. Их «поскору» – без пения и поклонов

Вечерня по структуре будничная.

Стихиры на Господи воззвах о страдании Христа

Вход с Ев. (редкий случай)

Паремия: Исх. Иов, Исаия

Прокимен

Апостол

Ев. Мф. Зач. 110 – составное

Стихиры на стиховне – 4 (обычно их 3)

На последней стихире вынос плащаницы (традиция)

особые тропари (Благообразный Иосиф и Мироносицам женам.)

По окончании вечерни канон «Плач Пресв. Богородицы)

[*] ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: «Во царствии Твоем помяни нас Господи» и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): «Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот же отпуст – в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (У в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня – около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение. Начало: «Благословен Бог...» Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и т.д. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны. После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 – о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка),- о страданиях и крестной смерти Господа. После Евангелия – сугубая ектения, «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...». В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое...» и «Слава, и ныне» – «Мироносицам женам...» Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице. Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни. Затем трисвятое по «Отче наш» и читается кондак: «Нас ради распятого...» Далее 40 раз «Господи, помилуй» и читается последование обычное. По прочтении молитвы: «Упование мое Отец...» священник произносит «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию (елеем в это время не помазывают). Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители – в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося...» (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф», Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем – проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем – «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz