скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

26. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
Богослужение «Рождества» и «Богоявления» совпадают почти полностью по структуре. Эти праздники являются центром месяцеслова (неподвижный круг) и в древности составляли единый праздник – Богоявление. Они имеют по 5 дней предпразднства, очень похожие сочельники, только попразднство Рождества короче, чем попразднство Богоявления из-за праздника Обрезания. И Рождество и Богоявление соединены святыми днями – святками.
Уставные указания для праздников Рождества и Богоявления:
Всенощное бдение в какой бы день ни случилось состоит из:
Великого повечерия
Литии
Утрени
Всенощное бдение совершается ночью (по Уставу)
а) Если праздник приходится на воскресенье или понедельник – Литургия Василия Великого
б) если со вторника по субботу – Литургия Иоанна Златоуста
в) если в воскресенье – отмена воскресной службы
г) если в ср. и пт. – отмена поста.
Задостойник: «Величай душе моя…» (Рождество и Богоявление)
Причастен: «Избавление посла Господь людем своим. Аллилуйя» (Рождество). «Явися благодать Божия, спасительная всем человекам» (Богоявление)
Входный стих: «из чрева… Ты иерей во век по чину Мельхиседекову»
Всенощное бдение. Великое повечерие: состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся...». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется «Бог Господь» с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.
Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится, но сразу возглашает: «Благослови, владыко» и возвращается в алтарь. Священник: «Благословен Бог наш...» и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный» и прочее обычное начало.
Схема великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение). I-часть. После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...» (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: « С нами Бог». Чтец: «День прешед...», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите...» и т.д. Затем – Трисвятое по «Отче наш». Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую...» и читает за-ключительную молитву св. Василия Великого: «Господи, Господи...». 2-часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш». Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» – поется кондак праздника (Царские врата открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю». 3-я часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие. После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной.
Схема Утрени на Рождество Христово (и на Крещение). После возгласа «Благословение Господне на вас» – шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...» Прокимен гл. 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя...» Евангелие (Мф., зач. 2). По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» – то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме...» Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...» Канонов два – св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос. Вместо «Честнейшую...» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку...» Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...» и прочее до конца.
Литургия на Рождество Христово. Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Сразу поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Вся земля да поклонится Тебе...», стих: «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостол (Галатам, зач. 209). Евангелие (Мф., зач. 3). Задостойник служит ирмос 9-й песни канона: «Любити убо нам» с припевами. Причастен: «Избавление посла Господь людем Своим». Примечание: Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.
Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием). На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерни вход с кадилом, прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». На утрени каноны праздника оба, как на самый праздник. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы канонов праздника.
В отдание Рождества Христова, как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (кроме Введения), совершается вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но без входа и паремий, на утрени не бывает полиелея и антифонов. В конце утрени поются стихиры на хвалитех и великое славословие.
Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены: прокимен: «Помяну имя Твое во всяком...», стих: «Слыши дщи...», особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму...». Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.
Святки. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря по 6 января, и потому они составляют как бы один день праздника. Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. В дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.
Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявения праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» Святые отцы: Анатолий, апхиеп. Константинопольский (Vвек), Андрей и Софроний Иерусалимские (VIIвек), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.
На утрени, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Обрезание Господне и свт. Василий Великий:
1 (14) января. Это не двунадесятый, но великий праздник. Единственный в своем роде, т. к. в этот день Господский праздник соединяется с праздником святого – свт. В. Великого. Служится Литургия Василия Великого, на полиелее (на утрени) – предпочтение отдается святому (небывалая вещь). Содержание текстов прежде всего говорит о том, что «закона Творец законная исполняет», т. е. Кто дал закон, является его исполнителем («Не нарушить Я пришел, но исполнить»)
Богоявление:
6 (19) января
14 (27) января – отдание.
Особенность: Великое освящение воды
На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на «торжественное бдение» в память святого). На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.

27. Сретение Господне.
[Кратко] 2 (15) февраля. С 1 (14) – предпразднство. 9 (28) – отдание.
Этот праздник основан на евангельском повествовании (Лк 2), известен с IV в., а с VI в. – торжественно празднуется.
Этот праздник является и Богородничным и Господским. После разделения праздников Рождества и Богоявления на 2 самостоятельных праздника – Сретение празднуется на 40 дней после Рождества.
Тема праздника:
Принесение Первенца
Встреча двух заветов
Приемущества НЗ
Паремии:
Принесение Первенца (Исход)
Ангельская песнь «Свят, Свят, Свят…» (Ис. 6)
Уход в Египет (Ис.)
Апостол Евреем: Мельхиседек благословляет Авраама. Смысл: (Семион благословляется Господом, т. к. его священство выше «по чину Мельхиседекову»)
В заподной традиции Сретение – Богородичный праздник; на Востоке – Господский
В литургическом смысле этот праздник стоит на грани Господского и Богородичного. Тропарь – Богородичный «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…», а Кондак – Господский: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим…»
Уставные особенности:
Не отменяется воскресная служба
«Блажен муж»
изобразительные Антифоны
нет праздничных антифонов (еще в Духов День)
входный стих
праздничный отпуст
В Типиконе имеется множество марковых глав относительно Сретения, в которых рассматриваются случаи совпадения Сретения с разными днями Постной Триоди
Предпразднство: если раньше недели о Блудном сыне, то за 8 дней
Попразднство: чем глубже в Постную Триодь, тем меньше.
Если Сретение выпадает на 1 день Вел. П., то служат либо на день раньше, в воскресенье, либо (старая практика) Литургия служится на вечерне, либо – преждеосвященная.
[*] Праздник Сретения известен на Востоке с IV века. В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона. Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря)
Особенности богослужения. Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется «очищением» Пресвятой Девы. По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника. Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.
На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) – об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (ис., 6 гл.) – о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) – о видении пророком Исаией Египта, куда «придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет. На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й): “Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Прокимен: «Помяну имя Твое...», Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы...», «И ныне»: то же, «Помилуй мя. Боже...». Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари- на 12. Катавасия – праздника. Припев к праздничному канону поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни – седален, по 6-й песни – кондак и икос. Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едина Человеколюбче». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний...»; после каждых следующих четырех – читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний (в тени и букве закона) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем». На литургии – входной стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя...». Апостол о Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму...».
1) Богослужение Сретенья, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Неделя мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. «Покаяния отверзи...» во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо «Покаяния...» следует петь: «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же и «Помилуй мя, Боже...». А псалом 136, «На реках Вавилонских...», следует петь в Недели – блудного, мясопустную и сыропустную.
Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни – паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитах – тоже на «Слава».
Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.
Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.
Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную.
2) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.
3) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.
4) Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.
В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.
Примечание. Если праздник Сретения случится:
а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;
б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;
в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу;
г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;
д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.
Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная).

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz