скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

24. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
В седмичном круге мы должны выделить три типа богослужения: воскресное, будничных дней или дней седмичных, субботнее. Годовой богослужебный круг состоит из двух частей – неподвижные праздники и подвижные. Неподвижные праздники образуют систему месяцеслова и имеют четкую разработанную иерархию, которая отражена в главе Типикона «О знамениях праздников месяцеслова».
Схема будничной службы дает возможность почувствовать, что именно ее план и составляет основу любого богослужения. Будничные службы короче праздничных, но они содержат все то главное и неотменяемое, что есть в богослужении; они являют основу, богослужебный каркас. Методологически можно определить систему в соответствии с которой будничное богослужение перестраивается в праздничное (в истории устава происходило наооборот). Во-первых, может изменяться способ исполнения того или иного текста (пение – чтение: Пс.103, Блажен муж…). Богослужебные тексты могут менять свое место. Например, ектеньи. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце – сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная. Может читаться или петься другой вариант текста (богородичны, сугубая ектенья). В праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Частей праздничного богослужения четыре: малая вечерня, лития, полиелей и праздничное окончание.
Малая вечерня. Великая вечерня совершается при полиелейной и бденной службе, то есть при великих и средних праздниках. Будничная вечерня совершается при малых праздниках месяцеслова. А малая вечерня совершается только в те дни, когда служится бдение, будь то великий праздник или средний. Обычно считается, что малая вечерня появилась в XII-ХIII вв., а к XIV веку приобрела тот вид, который нам знаком, то есть это служба достаточно поздняя. Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона:
1. «Благословен Бог...»
2. Девятый час.
3. «Благословен Бог»
4. 103-й Псалом.
5. Господи, помилуй 3 раза, Слава, и ныне.
6. «Господи, воззвах...» и стихиры на Господи, воззвах на 4.
7. Свете тихий
8. Прокимен дне.
9. Сподоби, Господи
10. Стихиры на стиховне.
11. Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш.
12. Тропарь.
13. Ектенья сугубая сокращенная.
14. Окончание.
На малой вечерне нет светильничных молитв; всегда отсутствуют великая и просительная ектеньи. Однако великая ектенья заменена на Господи, помилуй 3 раза и Слава, и ныне. Просительная ектенья ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне стихиры на Господи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. На малой вечерни по типикону совершается перенос креста с жертвенника на престол в праздники Крестовоздвижения, Крестопоклонную неделю Великого Поста, Происхождения древ Креста.
Лития от греч. «моление», причем моление усердное, усиленное, исторически связана с шествием, исхождением из храма (в нашей традиции священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко). Совершается только на великой вечерне, после просительной ектеньи. Когда совершается бденное богослужение, лития служится обязательно, но может совершаться также, когда по месяцеслову назначена полиелейная служба. Благословение хлебов совершается только тогда, когда была лития, но как бы не в рамках самой литии (ели лития входит в состав полиелейного, а не бденного богослужения, то благословения хлебов не бывает).
Полиелей (от греч. многомилостиво – рефрен псалмов «яко в век милость его») – это праздничная часть утрени (появляется в Иерусалимских уставах где-то с VII века). Он совершается при трех знаках праздника: при бденной службе великих праздников, при бдении средних праздников и при службе, которую мы собственно и называем полиелеем. После чтения седальнов и начинается полиелей. Схема полиелея не в воскресный день:
1. Пение полиелейных псалмов: 134-го и 135-го.
2. Величание со стихами псалма избранного из Ирмология (стихи, выбранные из всей книги Псалтирь, поскольку они подходят к данному празднику).
3. Малая ектенья.
4. Седален по полиелее (после полиелея).Степенны: 1-й антифон 4-го гласа.
5. Прокимен и Всякое дыхание.
6. Евангелие.
7. 50-й псалом.
8. Слава: «Молитвами...», И ныне... «Молитвами Богородицы...», стих «Помилуй мя, Боже...» (1-й стих 50-го псалма), стихира по 50-м псалме (помещена в Минее и является изменяемой частью службы; в ней тоже говорится о празднике).
9. «Спаси Боже...», Господи, помилуй 12 раз, возглас священника «Милостию и щедротами...».
Праздничное окончание утрени совершается при красных праздниках месяцеслова. Схема праздничного окончания утрени:
1. «Всякое дыхание»; хвалитные псалмы на лики (их должны петь два хора).
2. Стихиры на «хвалитех», или хвалитные стихиры (т.е. стихиры, припеваемые к стихам хвалитных псалмов).
3. Великое славословие.
4. Тропарь (с Богородичном).
5. Сугубая ектенья в сокращенном варианте.
6. Просительная ектенья.
7. Окончание утрени.
Красовицкая. Служба Господского двунадесятого праздника будет совершенно одинакова во все дни седмицы (за исключением прокимна на вечерне и кафизм на утрени), и если Господский двунадесятый праздник попадет на день воскресный, то воскресная служба служится не будет. Двунадесятый Господский праздник столь важен, что на него почти не оказывает никакого влияния день седмицы (только одна тонкость: если Господский праздник попал в неделю, то на вечерне поется Блажен муж – первая ка¬физма, если такой праздник попал на понедельник, то на вечерне под этот праздник будет петься из этой кафизмы только первый антифон, если же двунадесятый Господский праздник попал в любой другой день седмицы от вторника до субботы, то Блажен муж вообще не поется).
Богородичные двунадесятые праздники имеют несколько другой устав. Если они попали в седмичный день или субботний, то вся служба празднику. Если же двунадесятый Богородичный празд¬ник попал на день воскресный, то Устав предписывает соединение воскресной и Богородичной служ¬бы. Значит, двунадесятый Богородичный праздник не столь велик, чтобы отменить воскресную службу. Это свидетельствует нам о величии воскресного дня, который уступает только Господскому двунадесятому празднику.
Устав служения великим праздникам святых в общем совпадает с уставом служения бденному святому, но есть кое-какие мелочи, о которых сейчас не время говорить.
И Господские, и Богородичные двунадесятые праздники (т.е. все великие, кроме Обрезания и Покрова) обязательно имеют период предпразднства и попразднства, т.е. есть дни ожидания празд¬ника и дни продолжения праздника после первого дня. Попразднство заканчивается отданием. Отда¬ние – это особый день, когда совершается служба (за некоторыми исключениями) только лишь од¬ному празднику, но не такая торжественная, как в первый день. Предпразднство и попразднство имеют различную продолжительность. Предпразднство бывает один день, как у Крестовоздвижения, а у Рождества и Богоявления предпразднство 5 дней. Попразднство бывает один день, а бывает 9 дней, как после Успения и Богоявления. Предпразднство и попразднство имеют свои особые правила бого¬служения, о которых мы подробно говорить в этом курсе не будем. Они не совпадают с Уставом обычных дней, и субботних, и воскресных. Если предпразднство и попразднство, то действует особый устав; службы носят праздничный характер, но проявляется это в особых формах.
Что касается великих праздников святых (обращаю ваше внимание, что выражение «великие праздники святых» означает одно, а «праздник великого святого» – совсем другое), то эти праздники имеют по одному дню попразднства. И Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, и праздник свв. апостолов Петра и Павла имеют по одному дню попразднства. Очень интересное попразднство Усекновения главы совпадает с праздником свв. блгв. князей Александра Невского и Даниила Мос¬ковского, и соединить их очень трудно. Если бы это было попразднство Господского или Богородич¬ного праздника, его можно было бы соединить с бденной службой святому, а попразднство святому очень трудно. Не удается найти убедительного решения этой проблемы, и очень жаль, что «пропадает» такой интересный случай в церковном году.
Есть еще недвунадесятые праздники, которые имеют предпразднство. Т. е. законно предпразднст¬во полагается только двунадесятым праздникам, а недвунадесятые имеют его как бы на не вполне за¬конных основаниях, и не в полном объеме.
В Господские двунадесятые праздники на литургии поются праздничные антифоны и на входе по¬ется не Приидите, поклонимся..., а возглашается особый стих (в нынешней практике его возглашает дьякон, хотя по Уставу должен петь хор). В Богородичные двунадесятые праздники поются антифо¬ны изобразительны и на входе Приидите, поклонимся.... С первого дня праздника до его отдания на литургии поется тропарь и кондак праздника, за редкими исключениями, возглашается прокимен праздника, и поется задостойник и киноник (причастный стих) праздника. Кроме того, двунадесятые Господские праздники имеют праздничный отпуст, а Богородичные – обычный отпуст, одинаковый для всех праздников.
6 глава Типикона – Указания, в какие дни года бывают бдения.
49 глава содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и для самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz