скачать
СЕССИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ЛИТУРГИКЕ

1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.
Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном.
Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.
Задача (разделы) литургики состоит в том, чтобы:
1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви (история богослужения);
2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее (литургика как часть догматического богословия).
3) практическая литургика – богослужебный устав.
Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.
По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).
В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).
Пpавославное богослyжение является важнейшей составной частью Священного Пpедания Цеpкви. «Литургика» – «Устав» отвечает на вопрос «как?». На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие, т.е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.
«Толковый Типикон» М. Скабалланович. Розанов Богослужебный устав РПЦ, Шмеман, Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд.

2. Литургические семьи – группы восточных и западных «обрядов» (богослужебных типов).
Золотой век литургии (4 век). Христианское богослужение в Римской империи в 4 столетии после Миланского эдикта. Понятие о двух типах богослужения (соборно-приходское богослужение (кафедральный обряд) и монашеское богослужение (монастырский обряд)); их значение в развитии богослужебной традиции. Характеристика основных центров развития богослужения: Иерусалим, Константинополь, Рим.
Христианское богослужение в Римской империи в IV столетии после Миланского эдикта.
28 ноября 313 года, на мосту через Тибр, Максентий потерпел поражение и имп. Константин стал соправителем Ликиния. 30.04.313г. – победа Ликиния над Максимианом. Послание провинциям Палестины Константина возвращало храмам личное имущество.
Акт 321 г. – недостойно совершать юридические действия в почитаемый День Солнца (воскресенье). По всей империи совершались празднества обновления, о чем свид-т Евсевий. В 10 книге он дает описание базилики. В 324 г. Константин побеждает Ликиния и становится единоличным императором. 8.11.324 он был именован царем. 16.01.325г. – указ о соборе в Никее, указавшем на крупные центры церковной жизни (6 канон 1 собора):
Рим, Александрия, Антиохия, которые имели собственную литургическую традицию. За епископами крупных адм. центров признавались особые права и честь. 7 канон – честь епископу Элии (Иерусалима), входящему в метрополию Кесарии Каппадокийской. 11.05.330 г. произошло освящение новой столицы империи – Константинополя. Акты имп. Феодосия запрещали экклезиологич-ю деятельность еретиков и сектантов.
2 В.С.381 года еще раз определил церковные центры: следующий после Римского есть еп. Константинопольский. 2 канон – об ограничении юрисдикции епископов каждого из 5 диоцезов (гос. областях), сост. префектуру Востока.
Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим: 4 центра входили в префектуру Востока с греческим языком Богослужения. Формируются большие литургические традиции по схеме: центр – периферия. Регулярные поместные соборы не отменяли автономию местных церквей. В 4 столетии появляются не только каталоги римских пап, но и Апостольские постановления.
А. Антиохия – азиатско-сирийская группа
- византийский
- (усл.) армянский
- восточно-сирийская
- халдейский или персидский
- западно-сирийская
- яковиты, маланкарцы
Сохранилось большое количество источников.
Б. Александрия – коптский и эфиопский
В. Рим – формирование латинского, галликанского и миланского обрядов
Г. Галлия и Испания (традиция, близкая к антиохийской): – испанский; обряд св. Иринея.

3. Литургическое время. Богослужебные круги.
Центром богослужения является таинство Евхаристии. С Евхаристией связаны два таинства вхождения в Церковь: Крещение и Миропомазание, которые делают возможным участие в евхаристической жизни, и остальные четыре из главных таинств. Богослужение времени, образованное кругом служб (в данном случае лучше говорить о службах суточного круга) тоже связано с Евхаристией. Таинство Евхаристии нельзя включить в этот круг, по¬тому что природа его иная, не связанная по сути своей с «временами и сроками» – суть таинства Ев¬харистии не временная, а вечная. Поэтому таинство Евхаристии, которое совершается на литургии, не есть одна из служб суточного круга, и нельзя сказать, что она входит в этот круг. О. Александр Шмеман говорит о том, что таинство Евхаристии неким образом «сопрягается» с богослужением вре¬мени, привходит в него, вечно является нам во времени.
Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава. Существование богослужения времени в христианском богослужении являет нам генетическую связь новозаветного богослужения с богослужением ветхозаветным (богослужебная жизнь апостолов).
Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужеб¬ном времени мы можем выделить три круга:
Суточный (дневной), седмичный и годовой.
Каждый из этих кругов имеет Божественное установление.
суточный – смена дня и ночи.
1. Суточный или дневной круг составляет основу богослужения, оно составляет как бы некую рамку в которую вставляется все остальное. Неизменяемые, повторяющийся части суточного богослужения находятся в Часослове. Содержание часослова в основном библейское, он содержит тексты из Ветхого и Нового Завета.
Под суточным богослужебным кругом подразумеваются те богослужения, которые совершаются ежедневно, ежесуточно. Их формально 9:
– Вечерня – тема: ожидание Спасителя, Миссии.
– Повечерие (после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные.
– Полунощница - связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…»). Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы.
– Утреня – осуществление чаяний Израиля. Утреня – пе¬реживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – прохо¬дит тема ожидания и встречи Христа.
– 1 час – возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня.
Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов:
– 3 час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам.
– 6 час – в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту.
– Изобразительны
– 9 час – вре¬мя крестной смерти Спасителя.
Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также сред¬нее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с празд¬ничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или со¬вершаться отдельно. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са¬мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это со¬вершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш¬нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.
Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.
Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.
Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.
Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.
Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.
Если совершается литургия, то чаще всего она совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)
Богослужебный день начинается с вечера, продолжается через утро и завершается днем («и был вечер, и было утро: день един»). Сначала служится, перед ней 9-й час, по¬сле вечерни – повечерие и полунощницу, затем утреню, первый, третий, шестой час и литургию.
2. Седмичный круг.
В седьмой день Бог почил от дел своих, лунный календарь, седмичный круг ветхозаветного богослужения и др.
Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя.
Литургические темы дней седмицы:
• Воскресенье (неделя, «День Господень») – малая Пасха
• Понедельник – служба Бесплотным силам
• Вторник – пророку и Предтечи Иоанну
• Среда и Пятница – Животворящему Кресту
• Четверг – свв. Апостолам и свт. Николаю
• Суббота – всех святых; поминовение усопших
Божия Матерь прославляется во все дни. Каждая группа песнопений заканчивается Богородичным или Крестобогородичным (в среду и пятницу), а в воскресенье, среду и пяток один из канонов посвящен Ей.
Седмичному кругу времени соответствует книга Октоих, в ней и заключает¬ся материал служб этого круга. Материал этот практически всецело гимнографический, т.е. представ¬ляет собой церковное песнотворчество. Тексты распределяются по дням седмицы, основные темы ко¬торых мы уже назвали.
6. Годовой.
Один год отличается от другого явлениями физического порядка.
Внутри годичного круга существуют два цикла праздников: подвижный и неподвижный. Центром подвижного цикла является Пасха. Центром неподвижного – Рождество и Богоявление.
Первая часть годового круга – это богослужения месяцеслова. Это система неподвижных или, иначе говоря, непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) празд¬ников, памятей святых и связанных с ними периодов пред- и попразднства, а также постов. Богослу¬жение месяцеслова состоит не только из отдельных праздников, а включает в себя некие циклы, некие части года, например, Рождественский пост: это период года, имеющий свои богослужебные законы. Также и праздник занимает не один день, а некий период: у нас в богослужении есть «предпразднство» и «попразднство», т.е. ожидание праздника и многодневное его переживание, закан¬чивающееся «отданием» праздника. Материал служб этого круга находится в Минее месячной, разделенной по числу месяцев на 12 книг (практически их больше, каждый месяц может быть распределен по нескольким томам).
Следующая составляющая годового круга – это богослужения великопостного цикла. Не одного лишь Великого поста, а целого круга, целого периода, потому что особенный характер служба приоб¬ретает не с первого дня Поста, а задолго до него. В этот богослужебный цикл входит, прежде всего, три подготовительные седмицы к Великому посту и четыре воскресенья: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное воскресенье или воспомина¬ние изгнания Адама и Евы из рая (на следующий день после этого воскресенья начинается Великий пост). Однако, хотя великопостный цикл и начинается в Неделю о мытаре и фарисее, но и до этого есть особый день – это Неделя о Закхее. Богослужение этой недели не содержится в Постной Трио¬ди, там нет специальных стихир или тропарей, только на литургии читается Евангелие о Закхее. Это еще не приготовительный период к Великому посту, а сигнал: «Скоро начнется!» Чада Церкви посте¬пенно вводятся в новый ритм жизни. Итак, в великопостный круг входят три подготовительных сед¬мицы и шесть седмиц Поста. Совершенно ясно, что Пост не понимается в данном случае только как воздержание в пище. Так, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, на вечерни поется стихира, в которой есть такие слова: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...» т.е. окончив этот путь, окончив Великий пост в узком смысле слова. Ве¬ликий пост кончается в пятницу 6-й седмицы, но не в том смысле, что на следующий день можно разговляться, а в том, что всякое приготовление окончилось и настала цель Поста, настало совершен¬но особое время: Лазарева суббота, Неделя ваий и Страстная седмица. Нельзя сказать, что это Пост в собственном смысле – это цель Поста, это то, к чему мы готовились; в богослужебном смысле это время особенное и ни с чем не сравнимое.
Итак, великопостный период: три подготовительные седмицы, шесть седмиц Поста и Страстная седмица. Материал этой части годового богослужебного круга находится в книге Триодь Постная.
Следующая часть годового круга – богослужения пасхального цикла: опять цикл, целый проме¬жуток времени. В него входит богослужение Пасхи, пасхальной седмицы и всего периода до Недели Всех святых. Требуется пояснение. Известно, что отдание праздника Пасхи происходит в среду нака¬нуне Вознесения, которое всегда приходится на четверг, на 40-й день после Пасхи; однако, когда уже совершилось отдание Пасхи, мы все равно говорим о пасхальном цикле, т.к. все это время определено Пасхой и отсчитывается от нее. Весь период до Пятидесятницы называется пасхальным периодом, а, кроме того, сама Пятидесятница имеет свое попразднство. Следующее воскресенье после Пятидесят¬ницы называется Неделей Всех святых, и богослужебная книга пасхального периода – Триодь Цвет¬ная – как раз содержит изменяемые части богослужения от первого дня Пас¬хи до Недели Всех святых. Но это своеобразное попразднство, заданное еще в рамках Триоди Цветной, продолжается, когда Триодь Цветная уже не употребляется: следующая неделя – это уже Неделя Всех русских святых, а если откроете календарь, то заметите, что и дальше действует это по¬празднство: вспоминаются Владимирские, Ярославские святые и т. д.
Материал служб всего годового круга не может быть так легко назван, как материал служб су¬точного или седмичного кругов. Материал суточного круга – библейский, материал седмичного кру¬га – гимнографический; богослужения же годового круга содержат материал как библейский, так и гимнографический.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz