скачать
СЕССИЯ

ОТВЕТЫ ПО УСТАВУ


Воскресное богослужение

Понедельник 1-й седмицы. Прп. Вуко́ла, еп. Смирнского.
Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской».
Начало Великого поста.
В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложении к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.
Утреня предваряется чтением вседневной полунощницы. Перед началом ее звон – 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные понедельники – 16).

Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

По окончании полунощницы, перед утреней – звон в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь1 и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклони́мся...» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш» и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Слава» – «Вознесы́йся на Крест...», «И ныне» – «Предстательство страшное...». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив...». Певцы: «Аминь», «Именем Господним...».
Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. По окончании шестопсалмия – великая ектения.
Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 3-й), со стихами. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).
Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.
В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы безплотных Твоих помилуй нас»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям – постоянные.
Затем кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами малая ектения произносится).
После 1-й кафизмы – седальны Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).
Примечание. В данном случае мученичен в седальнах не поется, т. к. у святого нет кондака.
После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).
Хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.
Иерей (или диакон) на амвоне произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь», и поется канон.
На великопостной утрене три канона – святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней2.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста).
Если случатся два святых, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается.
Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен.
О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 83, предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.
В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем...» до «Огусте́ша, яко стена...» (по Ирмологию4). После стиха «Огустеша, яко стена...» поется ирмос канона Минеи.
Певцы – стих5: «Рече враг...». Чтец6 – 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Послал еси дух Твой...». Чтец – снова 1-й тропарь7.
Певцы: «Кто подобен Тебе...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Простерл еси...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Уте́шил еси...». Чтец – Богородичен канона.
Певцы: «Тогда потща́шася...». Чтец – 1-й и 2-й тропари8 первого трипеснца Триоди (за один).
Певцы: «Нападе́т на ня...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «До́ндеже про́йдут...». Чтец – 4-й тропарь.
Певцы: «Введ, насади́ я...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.
Певцы: «И наведе́ на ня...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Еди́нице про́стая...».
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Го́ру воспоим...».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – тропарь: «Колесница огненная...».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец – последний тропарь: «Бра́шно Адам яде́...».
Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Гряди́те, лю́дие...» (глас 2-й).
Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы.
Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса...». Чтец – 1-й тропарь канона.
Певцы – стих: «И даст крепость...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.
Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 6-й: «Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой...»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.
По 3-й песни – ектения малая. Седален прп. Вукола, глас 4-й: «Священства светом...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Иже на престоле...» (см. 17 февраля, в службе вмч. Феодора Тирона, по 3-й песни канона).
Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя...». Чтец – 1-й тропарь.
Певцы – стих: «И на высокая возводит...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии...». Чтец – 1-й тропарь.
Певцы – стих: «Роса бо, яже от Тебе...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная...». Чтец – 1-й тропарь.
Певцы – стих: «Аз же со гласом хваления...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 6-й: «Житейское море...»).
По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос святого (если есть). В данном случае – мученичен Октоиха, глас 3-й: «Кто не удивится...» (см. в приложении Триоди)9.
Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы...». Чтец – 1-й тропарь.
Певцы: «Благословен еси на тверди...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец читает подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня...» и до: «Благословите, огнь и вар...». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, ро́сы и иней...». Чтец – 1-й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сла́ны...». Чтец – снова 1-й тропарь10.
Певцы: «Благословите, свет и тьма...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови, земля...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы...». Чтец – Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сы́нове...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, ду́си...». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.
Певцы: «Хва́лим, благословим...» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Древле оросившаго...».
На 9-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.
Певцы – стих: «И воздви́же рог спасения нам...». Чтец – снова 1-й тропарь11.
Певцы: «Якоже глагола...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Сотворите милость...». Чтец – Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся...». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча́...». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Дати разум...». Чтец – Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас...». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги наша...». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.
Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преесте́ственно плотию...».
Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа с пением окончаний по распеву Троичных тропарей (см. приложение Триоди). После 1-го исполнения светильна поется окончание: «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен. Певцы – 2-е окончание светильна: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен. Певцы – 3-е окончание светильна: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.)
После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвали́те Го́спода с Небес...» и другие стихи по обычаю. После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие.
Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на «Господи, воззвах») поются на вечерне, а другого – на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). «Слава12, и ныне» – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. После Богородична – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу...» (вседневное славословие). Таким образом, после стихир «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» не читается.
Читается вседневное славословие13. Просительная ектения и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Тя, Божию Матерь...».
Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду.
Чтец: «Благо есть...» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец – тропарь: «В храме стоя́ще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны: 3 великих, 12 малых с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего...» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма14. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.
После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Зау́тра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон15. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – «Что Тя наречем...».
Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды).
Чтец – Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...»), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», с 16 поклонами. Конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.
По Уставу, по окончании 1-го часа совершается лития о усопших, которая, по мысли Типикона, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1-го часа назначается Типиконом во все седмичные дни. В субботу, Неделю и в праздничные дни этой литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагается литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.
Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1-го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1-го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студи́та (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или́ от екклисиа́рха, яко предписа́ся, си́речь в среду и пяток» (см. Постную Триодь, служба понедельника 1-й седмицы Великого поста)16.
На практике лития совершается следующим образом.
В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапо́д). По окончании 1-го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святого, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50-м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир).
Иерей возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Певцы: «Аминь» и тропари 4-го гласа: «Со духи праведных...», «В покоищи Твоем, Господи...». «Слава» – «Ты еси Бог...», «И ныне» – «Едина Чистая...». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже...», «Еще молимся о упокоении...», «Яко да Господь Бог...», «Милости Божия...». «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Боже духо́в...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». «Слава Тебе, Христе Боже...» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых...». По отпусте поется особый стих: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии» (трижды). Во время пения стиха священник окрест кадит тетрапод (трижды), затем произносит: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единожды).

Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). Перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными – 12 раз, перед вечерней – звон в два колокола.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуия» – и стихословится рядовая (в понедельник – 7-я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что на 1-м часе). После кафизмы иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец») перед царскими вратами поет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...»; «Не отвержи мене от лица Твоего...». По исполнении тропаря и поклонов иерей (или «учиненный чтец»): «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная...» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время...» иерей (на солее) произносит: «Боже, уще́дри ны...»17. Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец – молитву: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.
6-й час. Псалмы и кафизма (в понедельник – 8-я) читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы, как и на 3-м часе, поется тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час...». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою...»; «Аз к Богу воззвах...». «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен 6-го часа: «Яко не и́мамы дерзновения...». Тропарь пророчества. «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 7-й: «Работайте Го́сподеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...». Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» – «Пречистому Образу Твоему...». На «И ныне» – в понедельник, вторник и четверг – «Милосердия сущи Источник...»; в среду и пятницу – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...» и читает молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец – молитву: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.
9-й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма)18. Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час...». Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны...», иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами19. Чтец – молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны.

Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы

Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей облачается в фелонь, как на утрене20. Отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда прии́деши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи...», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи...». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный...». Стих: «Приступи́те к Нему и просветитеся...», «Лик Небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас.
Кондаки на изобразительных:
В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондак рядового святого. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».
Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.
«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров

Вечерня.

Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой св. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь»21, «Приидите, поклони́мся...» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...». Иерей (в епитрахили и фелони) читает перед царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми...» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения.
«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди (глас 2-й и 5-й) – 3, и Минеи, глас 1-й (с 7 февраля, свт. Парфения22) – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Дево Всепетая...» (см. в приложении Минеи).
Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий...». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»23. Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии.
Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей.
По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная и молитва главопреклонения.
По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, предстательство всех...».
После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас (на солее). Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны...» (поклон). Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...» (на солее). Чтец – молитву: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Чтец – конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...», полностью. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст, на котором поминается святой (в данном случае – святые) следующего дня. Певцы – многолетны. Закрывается завеса царских врат. Заупокойная лития.

Великое повечерие.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие поется отдельно от вечерни.
В понедельник – четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон св. Андрея Критского.
Перед повечерием звон в колокол – 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Приидите, поклони́мся...» и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́...».
Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте – после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю...».
По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского.
По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель...», и далее следует канон (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы24. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», кондак: «Душе́ моя, душе́ моя...». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсе́меннаго зачатия...» (и поклон).
По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда призвати...». После псалма 90-го – пение: «С нами Бог...» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» поется: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» – «С нами Бог...», «И ныне» – «С нами Бог...»25. И в завершение – «Яко с нами Бог».
После «С нами Бог...» – тропарь: «День прешед, благодарю...». «Слава» – «День прешед, славословлю...», «И ныне» – «День прешед, песнословлю...», «Безплотное естество херувимское...» и «Верую...»26.
После «Верую...» поются «молительные стихи». Иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон) 27.
«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел...» (поклон).
«Святый Иоанне, Пророче и Предтече...» (поклон).
«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы...» (поклон).
«Преподобнии и богоноснии отцы наши...» (поклон).
Стих с упоминанием храмового святого (поклон).
«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило...» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон)28.
Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).
По «Отче наш» поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду – на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже...». «Слава» – «Заступник души моея буди, Боже...», «И ныне» – «Яко не и́мамы дерзновения...». Во вторник и четверг – на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпание...»; стих: «При́зри и услыши мя, Господи, Боже мой...»; «Яко страшен суд Твой, Господи...». «Слава» – «Сле́зы ми даждь, Боже...», «И ныне» – «Непостыдную, Богородице, надежду...». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – молитву свт. Василия Великого: «Господи, Господи...»29.
«Приидите, поклони́мся...», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». «Слава» – «Господи, помилуй нас...», «И ныне» – «Милосердия двери...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко Боже Отче...»30.
«Приидите, поклони́мся...».
Примечание. Далее, – кроме первых четырех дней Великого поста, – читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми́...». В понедельник – четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.
Псалом: «Господи, услыши молитву мою...», «Слава в вышних Богу...».
Примечание. Во все другие дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу...» полагается канон Богородицы Октоиха и канон (со стихирами) рядового святого, а по окончании их – «Достойно есть...». О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами бу́ди...». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» – «Господи, аще не бы́хом святыя Твоя имели молитвенники...», «И ныне» – «Многая множества моих, Богородице, прегрешений...», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене...», «Все упование мое на Тя возлагаю...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны и благослови ны...», «Господи и Владыко живота моего...» с 16 поклонами. Иерей возвращается в алтарь. Чтец – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, стоя на коленях лицом к «прикло́ншимся на землю» молящимся, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве...».
По молитве, «нам вставшим», иерей творит поклон, глаголя: «Благословите, отцы святии...». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Алексии...», «О богохранимей стране нашей...», «О ненавидящих и лю́бящих нас», «О милующих и служа́щих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в не́мощех лежащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о всякой души христиан православных», «Ублажим православныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя». На всякий стих певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе саме́х», певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Певцы: «Аминь».
Сноски:

1 Иерей пребывает облаченным в епитрахиль, поручи и фелонь до конца утрени.
2 В субботы Великого поста имеются четверопеснцы (состоящие из 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песней), исключение составляет суббота 1-й седмицы Великого поста.
3 Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8».
4 Великопостная редакция Песней Священного Писания в Ирмологии (с. 145) начинается словами «Поем Господеви...».
5 Существует практика, согласно которой стихи библейских песней читает чтец. В этом случае канон обычно читают два чтеца: 1-й – библейские песни, 2-й – тропари канона и трипеснцев.
6 Богослужебный Устав предполагает, что тропари канонов в течение всего года поются.
7 Если песнь имеет пять тропарей, включая Богородичен, то поется 2-й тропарь, и далее – по порядку.
8 В понедельник 1-й седмицы Великого поста первый трипеснец содержит на один тропарь больше, чем обычно.
9 По мнению В. Розанова («Богослужебный Устав...», с. 491), мученичен по 6-й песни предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».
10 См. сноску 7.
11 См. сноску 7.
12 Если в службе святых на «Господи, воззвах» есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени.
13 В седмичные дни Великого поста (понедельник – пятница) всегда читается вседневное славословие, даже в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
14 Кафизмы на 1-м часе не бывает в понедельник и пятницу всех седмиц.
15 Таким же образом исполняются тропари и на прочих часах.
16 Помимо этого, чтение Оглашений совершается на воскресной утрене перед 1-м часом. Чтение Оглашений начинается от Недели о мытаре́ и фарисее. «В настоящем месте Типикона, – пишет проф. М. Скабалланович, – не указано, кому читать Оглашения прп. Феодора. Это указано в уставе Недели мытаря́: «Аще тамо (в притворе) есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоя́щим и со вниманием послушающим братиям». Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: «Братия мои и отцы...»). Потому же пред ними неуместно и предисловие (поименование автора и чтения...). Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и Оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся. Посему после Оглашения молящиеся отвечают на него лично обращенной к прп. Феодору благодарностью в форме тропаря» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 326).
17 В седмичные дни Великого поста на всех часах конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...».
18 По пятницам 9-й час совершается без кафизмы.
19 На 9-м часе во всю св. Четыредесятницу положено только 3 великих поклона.
20 Иерей пребывает облаченным до окончания вечерни.
21 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.
22 Стихиры прп. Луки (7 февраля) переносятся на хвалитны утрени.
23 В седмичные дни Великого поста на вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (см. книгу В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 441, сноска).
24 Богослужебный Устав предполагает, что тропари Великого канона также поются. На практике их читает иерей.
25 В. Розанов («Богослужебный Устав...», с. 541) следующим образом описывает окончание пения С нами Бог: «каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. И ныне, и второй лик: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Наконец оба лика поют припев: Яко с нами Бог».
26 Из указаний Типикона и других богослужебных книг следует, что тексты после «С нами Бог» (в том числе – Символ веры) поются (см. В. Розанов. «Богослужебный Устав...», с. 541). Обычно на практике они читаются.
27 В Типиконе указано петь «молительные стихи» антифонно (обоими хорами). Если есть два хора, то они поочередно повторяют стих: «Пресвятая Владычице Богородице...», и далее поют каждый стих на оба лика (иерей безмолвствует). В храмах, где нет двух хоров, иерей, стоя пред царскими вратами, поет каждый из положенных стихов, и хор повторяет их. В этом случае, чтобы вполне соблюсти антифонное пение, следует не петь третье: «Пресвятая Владычице Богородице...».
28 Согласно Типикону, «речем: “Боже, очисти мя, грешнаго”, трижды, поем оба лика равно» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие). Таким образом, после двукратного пения стиха: «Боже, очисти нас, грешных» (в храмах, где нет двух хоров – иереем и хором), этот стих поется еще один раз, но с добавлением слов: «и помилуй нас» (в практике этот стих поет только иерей). См.: В. Розанов «Богослужебный Устав...». С. 541; «Службы первой седмицы Великого поста». М., 1984. С. 81.
29 Из последования великого повечерия следует, что молитву читает иерей. Обычно на практике ее произносит чтец.
30 См. предыдущую сноску.

скачать
СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz