СЕССИЯ

Литературные жанры апостольского корпуса. Формуляр жанра «Послание». Классификация Посланий Апостола Павла.

Из 27 книг Нового Завета 21 книга носит наименование Посланий. Epistole – этот корень знаком нам по прилагательному «эпистолярный». Из 21 – 13 связаны с именем апостола Павла, Послание к Евреям, которое тоже считается Павловым, но о нем особое мнение в Церкви. Будем считать – 14 Павловых, 3 Иоанна, 2 Петра, Иуды и Иакова.

9 посланий апостола Павла направлены к той или иной Церкви: к Римлянам, I и II к Коринфянам, к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и два послания к Солунянам. Относительно послания к Ефесянам и к Римлянам (в большей степени), в библеистике есть мнение о том, что это окружные послания типа соборных. В Послании к Римлянам апостол ни разу не приветствует Церковь в Риме, а приветствует христиан, а в послании к Ефесянам в первой строке есть текстологические проблемы. В рукописных памятниках вообще отсутствует слово «Ефес». 9 напавлено Церквям и 4 конкретным лицам – два послания к Тимофею, послание к Титу и послание к Филимону. Делались попытки классифицировать послания по риторической форме. У Аристотеля есть особый трактат, который называется «Аrs ritorika», «Искусство риторики», где он все подробно классифицирует. Но вписать Павловы послания в схему Аристотелеву не совсем получалось, но, нужно сказать, что по форме, послания Павла вписываются в распространенный формулярный вид. Риторическая классификация Аристотеля, которая подразумевает группу аргументаций юридического характера, практического характера, аргументация одобрения – это можно наблюдать с натяжкой, но форма письма, которая была принята в Средиземноморье, апостол Павел выдерживает. В этом отношении послания апостола Павла не отличаются по форме от писем, которых до нас дошло множество, в том числе не христианских. В посланиях апостола Павла можно выделить: вступление, восхваление, или молитва, основная часть и заключение.

Вступление – тот, кто пишет, и кому он пишет. У апостола Павла в двух посланиях указано, что пишет он один, в девяти он называет себя апостол Иисуса Христа. Такое самоименование себя апостолом чаще всего предполагает, что послание будет полемического характера. Апостолу придется оспаривать лжеучение и доказывать свое право называться апостолом. В посланиях к Солунянам никто не ставил под сомнение авторитет апостола Павла. Поэтому он называет себя просто Павел. А в послании к Галатам, где спор с иудействующими достиг наивысшей остроты, он укажет: апостол, не человеками, не человеков, но Господом избранный, Богом, через Иисуса Христа. В двух посланиях он называет себя раб Иисуса Христа. В послании к Титу он называет себя «раб Божий». В 8 из 13 посланий апостол Павел именует соавторов. В 6 случаях – Тимофей, один из самых ближних учеников, в двух случаях – Силуан ( или Сила), в одном случае Сосфен. В пяти случаях апостол Павел адресуется собственно к Церкви а еще в 6 случаях – «святым» какой либо Церкви. Святыми назывались все христиане. Обычно – апостол пишет Церкви. Вступление занимает 1-2- строки, за исключением Послания к Римлянам, где в 7 стихах апостол вынужден обосновать свое право писать этой Церкви, где он не был. Дальше идет молитва, или proemi, восхваление. В посланиях апостола Павла молитва занимает важное место. Это от нескольких строк, как в I послании к Солунянам, до развернутой молитвы, как в I и II послании к Коринфянам. В Послании к Ефесянам фактически вся первая часть представляет собой чередующиеся молитвы. Апостол может либо благодарить Бога, либо возносить Богу хвалу за преуспеяние той или иной Церкви, или походатайствовать за нее. Как в послании к Ефесянам: преклоняю колена пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Этой молитвы нет в двух посланиях: к Титу (оно краткое и персональное), и в послании к Евреям нет этой молитвы, и в послании к Галатам. Послание к Галатам написано апостолом Павлом собственноручно, вопреки традиции, оно написано в волнительном духе. Апостол Павел очень взволнован той ситуацией, которая сложилась в галатийской Церкви, тем успехом, которые лжеапостолы, иудействующие, имеют среди галатов. Поэтому он так захвачен острой полемикой, что сразу после приветствия переходит к разбору ситуацию, к апологии. Основная часть посланий делится на две подчасти: часть догматическая и часть практическая. В догматической части апостол Павел либо отвечает на вопросы, ему поставленные, либо развивает сам тему спасения, как в Послании к Римлянам, оправдания верой. Догматическая и практическая части не представляют собой разрозненных элементов послания. Обычно практическая часть иллюстрирует часть догматическую. Если в первой излагаются основы веры, то во второй показывается, как жить по этой вере, чтобы быть достойными этой веры. Часть практическая подтверждает и иллюстрирует догматическую часть. Показательно послание к Римлянам, где есть переход от части догматической к части практической. Часть догматическая послания к Римлянам это первые 4 главы, а 5-8 переходные части, в которых апостол Павел говорит, что вера, спасительность которой он доказал в первых четырех главах, есть основание новой жизни, в которой грех должен быть преодолен. Этому посвящены 4 главы. 12-16 это практическая часть, в которой, однако, мы найдем много догматических утверждений, несмотря на традиционно практическую часть. Догматика от практики не разделяется у апостола Павла, он как верует, так и живет. Заключение – это либо заключительное благословение. Самое известное – в послании к Коринфянам: Благодать господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа со всеми вами. Это может быть славословие, как в Послании к Римлянам в XVI главе, или последние приветствия. Иногда в послании есть приписка, как бы PS, которая выдает нам участие секретаря. В послании к Римлянам он называет себя по имени – Тертий. Большинство посланий написано в соавторстве и с помощью секретаря, как было принято. Писать это было делом секретарей, для этого были особые рабы. Господин надиктовывал, либо давал тезисы, а раб разворачивал их. Если человек был согласен, то он ставил подпись – это мы находим у апостола Павла. В ряде посланий он подписывает – моею рукою Павловой. Это как бы подтверждение того, что написанное секретарем соответствует его идеям, он с этим согласен, подпись, которая служит ясным знаком авторства. Одно послание написано собственноручно – Послание к Филимону. Это сопроводительная записка к Посланию к Колоссянам, и большая часть послания к Галатам написана апостолом собственноручно. В послании к Римлянам секретарь, Тертий, называет себя ясно по имени. Это формуляр посланий.

В библейской науке есть понятия – непререкаемое послание и «второпавлово послание». Непререкаемые это те, которые, как полагают ученые, наверняка написаны самим апостолом Павлом. Это первое послание к Фессалоникийцам, к Галатам, Фимлиппийцам, Филимону, два к Коринфяам и к Римлянам. «Второпаловы послания» написаны либо окружением апостола Павла, либо, как полагает критика, следующим поколением. Здесь призываем пользоваться той программной установкой, которую будущий владыка Кассиан (Безобразов), тогда еще Сергей Сергеевич, изложил в своей самой первой статье о проблемах изучения Священного Писания. С.С. Безобразов пишет, что для нас данные предания имеют первоочередное, первостепенное значение. Если в Предании Послание называется Павловы, то мы понимаем его как Павлово. Если в Предании порядок глав такой, какой он есть, то мы принимаем его таким, какой он есть, а не пытаемся реконструировать гипотетически порядок никому не известных, не дошедших до нас документов. Владыка Кассиан четко обозначает приоритет Священного Предания в определении канона Нового Завета. В этом отношение и непререкаемые и «второпавловы» в каноне называются посланиями апостола Павла, каковыми мы их и будем именовать. Относительно того, когда Послания были написаны: можно предположить, что апостол писал их всю свою жизнь. Но дошло до нас очень немного.

СЕССИЯ

 

Hosted by uCoz